Фотовыставка "Владимир Богданов. Ретроспектива".
14/Июл/2017
В экспозицию вошли более 100 фотографий из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва, созданных Богдановым в 1960-1990-е годы.
Владимир Богданов родился в 1937 году. Начало его творческой деятельности совпало с хрущевской «оттепелью». Впервые за долгое время, у художников, писателей, поэтов, фотографов появилась возможность отойти от канонов сталинского соцреализма, чтобы рассказать истории самых обычных людей. На смену официозу и пафосу приходит гуманизм. Фотография становится массовым увлечением. В середине 50-х годов при Клубах и Домах культуры один за другим открываются фотокружки. В 1955 году, еще будучи студентом Текстильного института, Владимир Богданов вступает в одно из первых в стране объединений фотолюбителей при Выборгском Дворце культуры – ленинградский фотоклуб ВДК.
Любимое хобби Владимира Богданова становится его профессией. Через несколько лет его фотографии начинают публиковать газеты «Смена» и «Ленинградская правда». Позже – уже в Москве – Богданов начинает сотрудничать с «Комсомольской правдой», «Советской Россией» и «Литературной газетой», в которой он проработал более двадцати лет.
Известность фотографу принесли портреты его знаменитых современников – Лили Брик, Булата Окуджавы, Фаины Раневской, Мстислава Ростроповича, Арсения Тарковского, Михаила Горбачева, Андрея Сахарова. Не менее интересны и значительны портреты никому не известных людей – влюбленных, случайных прохожих, участников протестных митингов, детей и стариков – всегда неожиданные, непредсказуемые и живые.
Творчество Богданова оказалось заключено в рамки двух оттепелей – хрущевской и горбачевской, когда общество пыталось осознать и в какой-то мере преодолеть последствия сталинского режима и брежневского застоя, когда робкая либерализация общественно-политической жизни, ослабление цензуры помогли художникам раздвинуть идеологические границы единственно разрешенного художественного направления – социалистического реализма.
Владимир Богданов – один из самых ярких представителей street photography, «уличной фотографии». Что бы ни попадало в объектив его фотокамеры – московские дворики, волшебные набережные родного Ленинграда, переулки и улицы Вологды и Нижнего Новгорода – все оказывалось исполненным смысла и непоказного счастья бытия. Творчество Владимира Богданова – образец свободной гуманистической фотографии, в центре внимания которой – не масса, не коллектив, но ‒ отдельный человек.
Сам Богданов подчеркивает: «У профессиональных фотографов есть такое выражение – «прикормить точку». Во многих снимках есть элементы случайности и везения. Для меня объект – не самое главное, важнее состояние этого объекта».
Замечательный фотограф и публицист Юрий Рост посвятил своему другу и коллеге Владимиру Богданову эссе «Эффект Богданова». «Я учился в Ленинграде и присматривался к Городу и его обитателям. Написать хоть что-то я смог, лишь когда впитал его и их, вжился и оброс друзьями-питерцами. Когда восторг стал плавным и обыкновенным состоянием, не замечаемым в обычной жизни. А фотографировал с отвагой, и никому не показывал, потому снятое мной было не сопоставимо с фотографиями тех, кого я сразу выделил — Витя Якобсон, Валя Брязгин и Володя Богданов.
Из этой достойной троицы ближе всех был Володя, хотя с Якобсоном мы сделали две книжки и я не перестаю восхищаться его мастерством. Теперь уже по памяти. Он был великолепный газетчик. С лирическим уклоном. Насколько это было возможно в «Правде».
Брязгин явился мне примером ненавистного словосочетания «фотохудожник». Однако мастер был незаурядный и умел так снять и обработать изображение Города, что оно просилось в иллюстрацию или в раму на стене.
Володя Богданов духовно и душевно совпадал и совпадает до сих пор с моим представлением о «невмешательстве портрета в жизнь живого человека». Его фотография тактична и дает представление не только о герое (а снял он великое множество людей эпохи), но и об отношении питерского интеллигента Владимира Богданова к ним. Не скажу, что всех своих героев он любит, но всех щадит. Он не пользуется властью фотографа над проживающим мимо человеком. Он терпеливо ждет, когда тот подаст Богданову неосознанный сигнал: «Снимай, я сейчас тот, кого ты ждешь».
Подчиняясь этому подсознательному диктату, Володя словно лишается выбора, потому что талант художника-наблюдателя мимо воли его решает, какой Момент останется на снимке. И, разумеется, за мастером Богдановым остается то, что отличает искусство от ремесла — отбор. Этот отбор дает нам радость прикосновения к другим жизням и жизни самого Владимира Богданова, за которым я наблюдаю много лет. И восхищаюсь. И восхищаюсь!» Юрий Рост |
8 мая
|