Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация

19.08.2012

Моя малая Родина. Село Пехра-Покровское (ныне микрорайон г. Балашиха)

Так, в писцовой книге Московского уезда за 1623-1624 годы Покровское, называемое "Погост, Слободка тож" Пехорского стана числится "за Великим Государем Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем Московским и всея Руси". Был в селе тогда и свой небольшой храм. Он представлял собой покрытую двускатной кровлей клеть Избу с прирУбами: с востока - алтарь, а с запада - трапезная, паперть и колокольня. В церкви имелись "образы, и книги, и ризы", а причт, по малочисленности прихода, состоял из единственного священника Григория Кондратьева.

Как свидетельствуют данные московской епархии, святой архиепископ Новгородский Серапион родился в середине XV века в селе Пехра-Покровское. В семилетнем возрасте его выучили грамоте, и ещё ребенком он хотел стать священником. По настоянию родителей будущий святитель вскоре вступил в брак, принял священнический сан и некоторое время был настоятелем Покровского храма в родном селе.

До начала XX века в селе Пехра-Покровское, кроме каменной Покровской церкви, просуществовали две деревянные часовни на месте бывших здесь некогда в древности храмов. В каком-то из них и начинал свой путь святитель Серапион.
Через год его супруга скончалась, и священник принял монашеский пОстриг с именем Серапиона, оставаясь при этом настоятелем своего храма. После смерти родителей отец Серапион поступил в Успенский Стромынский монастырь, который, как и Пехра-Покровское, располагался на Стромынской дороге.
В Стромынском монастыре Серапион пользовался большим уважением среди монахов. Поэтому, когда умер игУмен, именно наш земляк был возведён на его место.
В 1495 году, при покровительстве великого князя Иоанна III, Серапион был определен в игУмены Троице-Сергиевой Лавры. Великий князь уважал подвижника.
Святитель Серапион скончался 16 марта 1516 года со словами: "В руце Твои, Господи, предаю дух мой! "При этом лицо его просияло необыкновенной радостью. К лику святых святитель Серапион был причислен в 1559 году, когда святые мощи его были обретены нетленными. При этом произошли два исцеления. В 1608 году, во время осады Троице-Сергиевой лавры, видели святителя Серапиона молящимся с воздетыми руками пред иконой Пресвятой Богородицы, со словами: "О всепетая Мати, от всякия скорби избави нас!"

С 1657 года Пехра-Покровское числилось за Богоявленским монастырём и в официальных документах именовалось Пехоркой. В Дозорной книге Патриаршего казённого приказа за 1680 год описывается, что здесь расположены Покровская церковь и монастырский двор, где жил монах Богоявленского собора, следивший за хозяйством. По его приказу было построено шесть овинов.

К началу XVIII века село Пехра-Покровское значительно выросло. Жители занимались различными промыслами, в частности размоткой коконов, которые специальные скупщики привозили из Москвы. В 1701 году имение перешло во владение близкого друга и соратника Петра I Александра Даниловича Меншикова. А через два года он покупает и соседнюю деревню Арсеньево, объединив впоследствии два имения в одно, названное Алексеевским. Это владение было самым большим "меншиковским" имением в Московском уезде.
Кстати, по соседству с ним, в деревне Горенки, с 1714 года жили Долгоруковы, которые недолюбливали выскочку Меншикова. И надо было такому случиться, что в середине 20-х годов XVIII века, в царствование малолетнего императора Петра II, именно между соседями и было разыграна карта лидерства за российский престол. Напомним, что победу в итоге одержали Долгоруковы, сумевшие добиться высылки ненавистного врага в далёкий сибирский городок Берёзово.

Именно во время владения Меншиковым Пехра-Покровское стало развиваться бурными темпами. Здесь, в начале 20-х годов XVIII века уже насчитывалось 20 крестьянских дворов и проживало 80 человек. Около запруды на реке Пехорке стояла мельница, на месте которой впоследствии возникла шелкоткацкая фабрика Сергеева (ныне завод резинотехнических изделий).
Рядом с селом, в живописной роще на берегу Пехорского пруда, Меншиков, предположительно в 1706-11 годах, строит охотничий каменный дворец, развалины которого в 1990-91 году раскопали московские археологи.
Дворец был двухэтажным. Опись дворца за 1728 год свидетельствует, что были здесь "палаты каменные большие, в них жилых семь палат, сени сквозь проходные". Первая комната называлась столовой. Она была украшена живописным изображением святых апостолов Петра и Павла, портретом Петра Великого с арапом. В небольшой верхней надстройке находились две палаты со слюдяными окнами. На чердаке располагалась спальня. Переход был украшен точёной росписью. А рядом фаворит Петра Великого повелел разбить сад - посадить барбарис, смородину и вишни. Неподалеку были построены два флигеля, которые Данилыч украсил модными европейскими гравюрами.

В 1712 г. на средства Меншикова в Покровском была построена новая деревянная церковь и "по челобитью села Пехры Покровское тож покровского попа Игнатия Иванова велено освятить Московского Большого Успенского собора протопопу Феодору Панкратьеву новопостроенную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы".

После ссылки Меншикова в Берёзово по прошению архимандрита Иакинфа село Покровское в 1729 году было возвращено Богоявленскому монастырю и числилось за ним до 1764 года, когда Екатериной II был издан Манифест о секуляризации церковных недвижимых имуществ: все они переходили в ведение Коллегии экономии духовных имений. Бывший дворец Меншикова отошёл к Главной дворцовой канцелярии и постепенно, без надлежащего ухода, начал ветшать.

В 1763 г. церковь вновь была перестроена и освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Таким образом, её перестраивали трижды: в 1712, 1727 и 1763 годах. В 1800 г. настоятелем стал священник Симеон Петрович Муравьёв, пользующийся в селе огромным уважением. За сохранение церковных ценностей во время Отечественной войны 1812 г. его наградили бронзовым крестом на Владимирской ленте. Именно отцу Симеону принадлежала идея строительства нового каменного храма. В приходе Покровской церкви числилось в то время 122 двора с населением более 800 человек.

В середине-конце XVIII века Пехра-Покровское характеризуется как наиболее процветающее село этого края. Тогда оно принадлежало Главному ведомству, затем Коллегии экономии и, наконец, находилось в Командорстве графа Николая Андреевича Зубова. Тогда же в нём строится казённая шёлковая фабрика, которую арендовали купцы Петровы. Именно с этого времени в село стал проникать купеческий капитал, и уже вскоре оно превратилось в один из самых промышленно развитых населённых пунктов северо-восточного Подмосковья и центр Пехорской волости (ранее - древнего Пехорского стана), которая, как известно, стала прообразом Балашихинского района.

В соответствии со справочной книгой исправника Московского уезда Афанасьева, в 1834 году в Пехорской волости было 28 сёл, деревень, слобод и местечек, где жило примерно 10 тыс. человек. В них насчитывалось 57 трактиров, питейных и постоялых дворов и лавок, три больницы, три земских училища (в Пехра-Покровском, Пехра-Яковлевском и Гальянове), пять церковно-приходских и фабричных училищ. Пехорская волость считалась одной из самых больших в Подмосковье. Об этом свидетельствует и то, что из 45 фабрик Московского уезда 15 работали именно в Пехорской волости.

В середине-конце XIX-го века в селе имелась красильня Кузмичёва (ныне - территория Балашихинского опытного химического завода), шёлкоткацкая фабрика им. Сергеева, на которой трудились 70 рабочих и производились атласные ткани, шерстоткацкая фабрика купца Дефрена (шёлковые платки и платяные материи), а также шёлкоткацкая фабрика Галкина, основанная в 1890 году. Правда, многие жители Пехра-Покровского предпочитали трудиться не только на местных производствах, но и в соседней Балашихе.
В России начался дачный бум. Купчихи Каулина и Сергеева отстроили себе в Пехра-Покровском особняки. Жили здесь и промышленники Лунны, владевшие Балашихинской мануфактурой.

Ещё с екатерининских времен село стало числиться государственным и оставалось в казне до 1917 года. Поэтому жестоких крепостнических порядков местные крестьяне избежали.

Безусловно, одним из самых главных архитектурных памятников Пехра-Покровского можно считать Каменную Покровскую церковь, которая была построена на деньги селян взамен ветхой деревянной церкви, пришедшей в негодность ещё во времена Екатерины II.
Решение об этом было принято на сходе жителей, которые в январе 1823 года отправили прошение на имя Московского вице-губернатора Бибикова подарить им развалины Алексеевского дворца, находившегося в трёх километрах от села. Такое разрешение было получено, и новый храм возвели в 300 метрах западнее разрушенной деревянной церкви.
Первый проект храма был предложен ещё в 1823 году архитектором Овчинниковым. Но его решили отложить. Тогда жители села обратились за помощью к известному архитектору Осипу Ивановичу Бове, который после изгнания французов из Москвы в 1812 году был назначен главным архитектором комиссии по восстановлению древней столицы. Бове с удовольствием принял это предложение, так как считал Пехра-Покровское в какой-то степени родным. Дело в том, что он был женат на дочери князя Н.И. Трубецкого, который в то время владел соседним селом Никольско-Трубецкое.

Бове Осип Иванович (24.10.1784-28.7.1834), архитектор. По рождению петербуржец, но всей судьбой связан с Москвой. Здесь он учился в архитектурной школе, его считают учеником выдающегося зодчего Матвея Казакова. Отсюда ушёл в ополчение во время Отечественной войны 1812 года. Именно Бове довелось отстраивать сожжённую после французского нашествия Москву.
Строительство храма в Пехра-Покровском продолжалось восемь лет, и 10 сентября 1833 года состоялось освящение главного престола в честь Покрова Божией Матери и левого придела в честь пророка Илии. За усердные труды "при сооружении в селе новой каменной церкви лично своею заботливостью и трудами" настоятель священник Иоанн Малинин был награждён скуфьёй и назначен благо-чинным. Тогда же увеличился штат храма - была введена дьяконская вакансия и рукоположен во дьякона пономарь Кирилл Трифоновский.

Церковь в Пехра-Покровском по архитектуре чем-то напоминала здание церкви в Архангельском. Обе построены в так называемом стиле ампир эпохи позднего классицизма и являются памятниками общероссийского значения.

Рассказывая об истории Пехра-Покровского конца XIX - начала XX века, нельзя не упомянуть и о ещё одном уроженце села, принесшем Пехра-Покровскому, да и всей балашихинской земле, славу.
Известный историк литературы, славист Василий Михайлович Истрин родился в селе Пехра-Покровское 10 февраля 1865 года. Его отец, Михаил Истрин, был настоятелем храма в Покровском и постарался дать сыну отличное образование.
По окончании курса на историко-филологическом факультете Московского университета в 1893 году Василий Михайлович защитил магистерскую диссертацию "Александрия русских хронографов" и докторскую "Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила".
Его труды были замечены. 7 декабря 1902 года он был избран членом-корреспондентом по Отделению русского языка и словесности, а 7 апреля 1907 года стал ординарным академиком. Работал профессором Новороссийского университета по кафедре русского языка и словесности. Умер Истрин 19 апреля 1937 года в Ленинграде.

В 1886 году в Пехра-Покровском проживали 669 человек, и оно являлось на тот период времени одним из самых больших сёл в округе. В нём были церковь, земское училище (старое здание школы), 4 лавки, 2 постоялых двора, трактир, 2 шёлкоткацкие фабрики, 76 крестьянских дворов. У плотины работала мельница с тремя поставами, которая была закрыта в 1925 году. В целом село характеризовалось как зажиточное - люди были здесь не бедные, жили в хороших домах, имели постоянную работу.

Всё изменилось в эпоху революции. 4 мая 1922 года "в пользу голодающих" были изъяты церковные ценности Покровского храма, конфискованы серебряные ризы с икон, кресты, лампады, кадила, оклады с Евангелий - всего 1 пуд 4 фунта 16 золотников.
На свою беду, прежний владелец шёлкоткацкой фабрики А.К. Сергеев село не покинул и пользовался своим имением в Пехра-Покровском вплоть до 1924 года, когда и был арестован чекистами. К тому же он состоял старостой в местной церкви и занимался возделыванием земли, привлекая для этого, в частности, в годы Первой мировой войны военнопленных из числа подданных Австро-Венгрии.

В 1928 году у общины была отнята церковная сторожка, которая потребовалась под избу-читальню. Ещё через год храм был обложен огромным налогом, а хозяйство отца Николая Воздвиженского признали кулацким. Вскоре он был арестован ОГПУ, осуждён и сослан в Архангельск. Наконец 23 января 1930 года "за уходом служителя культа служба была прекращена". А в ночь на 11 февраля члены местной ячейки РКП (б) взломали двери, выломали из иконостаса иконы, выбросили на улицу церковную утварь.
Церковь была использована для хранения конфискованного зерна и имущества "кулаков". Через несколько дней активисты "Сельскохозяйственной артели им. Рыкова" (так стал называться образованный в Покровском колхоз) сбросили с храма колокола, сняли и порубили кресты - на храме теперь висели красные флаги, - а само помещение церкви переоборудовали под клуб.

В годы Великой Отечественной войны здесь помещались казармы Советской Армии, а затем клуб. В 1947 году церковь была передана под складские помещения, и лишь в годы перестройки она вновь обрела первозданный вид.
В 1992 году образовалась община верующих, был назначен настоятель - студент Московской Духовной Академии священник Георгий Кулемин. Первая Божественная литургия состоялась здесь в 1993 году, в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и с тех пор богослужение совершается регулярно. Сейчас храм вновь приобрел красивый и ухоженный вид.

Красивые лесные массивы, речка Пехорка и многочисленные озёра всегда привлекали к Пехра-Покровскому внимание власть имущих. На смену Меншиковым и Трубецким пришли новые хозяева жизни. Одним из них был советский партийный и государственный деятель Николай Александрович Булганин. После выхода на пенсию в 1965 году и до своей смерти в 1975-м он жил на даче возле Пехра-Покровского. Дача располагалась на берегу пруда, впоследствии названного местными жителями Булганинским.

Так что же ныне представляет собой Пехра-Покровское? Это большое село, раскинувшееся между Щёлковским шоссе (бывшим Сторомынским трактом) и Балашихой. До недавних пор оно являлось центром сельского округа, куда входили Никольское-Трубецкое, Горбово, Лукино, Щитниково и Абрамцево. В 2003 году принято решение о слиянии Пехра-Покровского с Балашихой.
За Пехра-Покровским находятся долина реки Пехорки и луг, на месте которого когда-то существовало водохранилище, о чём свидетельствует разрушенная плотина. Кстати, именно здесь на суходоле была расположена деревня Лукино, впоследствии перенесённая на Щелковское шоссе.
В Пехра-Покровском имеется большой пруд, который образовала плотина Измайловской вотчины у моста через Пехорку. Кроме богатой природы, славится Пехра-Покровское и памятниками архитектуры, которых в селе насчитывается более семидесяти. В частности, на местном кладбище установлен памятник лётчикам, погибшим в воздушном бою над селом в годы Великой Отечественной войны осенью 1941 года, а также памятник жителям села, погибшим в военные годы. 

Материал подготовил В.Карпушин


Возврат к списку


Материалы по теме:




Свидетельство о регистрации СМИ “ЭЛ № ФС77-33828” от 23 октября 2008 г.
Интернет-радио “ДИАЛОГ”. Профессиональное издание. Россия, Москва © 2010 г.
Профессиональный хостинг от компании "ТаймВэб"