13.04.2023
Что изучает наука нейропсихологияНейропсихология является отраслью клинической психологии. А основной объект изучения – мозговая организация психических процессов. Цель науки – понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением. То есть наука исследует, как связаны между собой работа мозга и наше поведение, речь и другие психические процессы. Нейропсихология изучает, как протекают и изменяются процессы в головном мозге. Нейропсихолог может объяснить, какие зоны мозга работают, когда человек решает арифметические задачи, пишет, читает, запоминает и припоминает, создает чертеж или картину, узнает знакомые лица и предметы, поет, танцует. Нейропсихология как наука возникла на стыке психологии, физиологии, медицины, в частности, нейрохирургии и неврологии. И начала формироваться в 20-х – 40-х годах XX века. Первые нейропсихологические исследования были проведены Львом Семеновичем Выготским и Александром Романовичем Лурия. Заслуга создания нейропсихологии в СССР принадлежит Александру Романовичу. Именно он выделил эту науку как самостоятельную отрасль психологии. Ранние работы Выготского по нейропсихологии были посвящены системным нарушениям психических процессов, которые возникали из-за поражения отдельных участков коры головного мозга. А также их особенностям у взрослого и ребенка. В результате наблюдений за психическим развитием ребенка Выготский сделал вывод: высшие психические функции формируются последовательно. Так он сформировал идею о том, что поражение одних и тех же участков коры головного мозга по-разному влияет на психические функции человека в разном возрасте. Это является одной из важнейших идей современной нейропсихологии. Большую ценность для развития науки представляют исследования Бехтеревой, Смирнова и других авторов. Их исследования открыли новые возможности изучения мозга и его механизмов. Современная нейропсихология развивается в двух направлениях. Первое – это отечественная нейропсихология, созданная на основе трудов Выготского и Лурия. Она продолжает развиваться их учениками и последователями в России и за рубежом. Второе направление – это традиционная западная нейропсихология. Ее представители – Рейтан, Бенсон и другие. Какие же задачи ставит перед собой эта наука? Основными задачами нейропсихологии являются: Ø определение качественной специфики нарушений; Ø изучение изменений психических процессов при локальных поражениях мозга; Ø ранняя диагностика таких нарушений; Ø изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга; Ø разработка методов и приемов коррекции нарушенных функций. Все задачи нейропсихологии связаны с изучением развития мозга и возможными нарушениями. Почему возникают нарушения, как их диагностировать, какая коррекция возможна в тех или иных случаях. В нейропсихологии выделяется несколько основных направлений: Ø нейропсихология индивидуальных различий. В норме у здоровых людей в поведении и психике проявляются индивидуальные различия. Это связано с тем, работа какого полушария преобладает у человека; Ø второе направление – это детская нейропсихология. Она изучает нарушение психических процессов и состояний у детей с локальными поражениями мозга. Это объясняется тем, что у детей не сформирована нервная система. А также изучается диагностика и коррекция отклоняющегося развития в детском возрасте; Ø третье направление – нейропсихология позднего возраста. Она изучает нарушения психических процессов и состояний у пожилых людей. Мозговые нарушения в этом возрасте имеют необратимый характер, в позднем возрасте меньший реабилитационный потенциал. Поэтому это направление выделено особо. Нейропсихология – интереснейшая наука, которая раскрывает нам загадочные процессы развития и функционирования нашего мозга. Автор статьи: Ольга Шустова Материалы по теме:
Статьи
|
8 декабря
|