![]()
Наталия Страхова: поэт должен быть добрым, чутким и отзывчивым
27/Ноя/2020
- Наталия, как вы стали детским поэтом? Вы об этом мечтали еще в детстве? - Я свое первое стихотворение написала в 13 лет в 1993 году во время зимних школьных каникул. Называется оно «Лень». А поводом для написания этого произведения, наверное, можно сказать, что послужила погода, точнее, непогода. Были, как я уже сказала, каникулы - самое время, чтобы гулять, кататься с горок, но была метель, и пришлось мне остаться дома. Делать ничего не хотелось, было лениво. Вот так я и решила об этом написать в рифму. - Как часто вы пишите стихи, и что вас вдохновляет на их написание? - Вы знаете, я пишу стихи иногда часто, а иногда - редко. Это зависит от ситуации, от того, что происходит вокруг, ведь сюжеты для стихотворений я беру из жизни. Могу сочинить стихи, когда угодно и где угодно, например, в метро. - У вас есть цикл стихотворений о школе. Он появился именно тогда, когда вы работали учителем истории в школе? -Да, все верно. Я преподавала с 2005 по 2013 в школе. Именно в этот период и появились стихи «Дети-лоботрясы», «Умница» и многие другие, в том числе стихотворение «Хорошо работать в школе!»: Хорошо работать в школе, Здесь танцуют, Там поют. У дверей на физкультуру, Снова лыжи раздают. С интересом дети учат, Наш Великий и Могучий. Уравнения, задачи, Тоже учатся решать. Так порой бывает трудно, Неизвестные узнать. Это что так ярко светит, Мелодично так звучит, Стоит подойти поближе, Прямо в руки к нам летит. Это физики собрали, Суперновый аппарат. Поднимает настроение, Его каждый видеть рад! На уроке домоводства, Учат девочек труду. Я сижу в соседнем классе, Я историю веду. Расскажу, как люди жили, Что успели натворить, Очень любим мы все вместе, Их поступки обсудить. Хорошо работать в школе, Я люблю такие дни. Что-то химики притихли, Что там делают они? Что творится на черчении, Не имею представления. На уроке рисования, Интересно побывать. Здесь художники сегодня, Стали зиму рисовать. Называется картина, «Наша русская зима». Все в снегу стоят деревья, Запорошены дома. Учат на литературе, Книжки умные читать, Чтобы верные решения, Могли в жизни принимать. Нет чудесней кабинета! Круглый год живёт здесь лето. Канарейки распевают, Пальмы южные растут, И цветочки расцветают, Догадайтесь, что же тут? Очень много разных звуков И смешных, весёлых слов, Произносят в кабинете Иностранных языков. Приходите в нашу школу, До чего прекрасно тут! Потому что все мы дружим, Потому что любим труд. Детям нравится учиться, А нам нравится учить, Хорошо, когда все любят, Можно жить и не грустить.
- Героями ваших произведений иногда становятся и животные. Они вымышленные или это ваши питомцы, например, кошка Марта из стихотворения «Марта в краске». - Да, у нас сейчас дома живет кошка Марта, она и стала прототипом кошки Марты из стихотворения. Еще у нас дома живет собака Джесси, породы Джек-рассел терьер. Ей стихи еще не посвятила, но статью уже написала. А история про кошку Марту такова: Марта однажды по краске прошлась, В зеркало сразу глядеть принялась: «Ай да красавица, Ай да девица! Разве мне нужно в одежду рядиться? Выйду гулять, Во дворе погуляю, Цветом своим всех собак распугаю; Я во дворе удивлю всех котов, Кошек зелёных не видел никто!» Следом за Мартой хозяйка пришла, Марточку сразу мыть начала. Очень не любит Марточка мыться, Стала она на хозяйку сердиться! Стала Мартуся из рук вырываться, Стала царапаться, Больно кусаться! Громко мяукала: «Мыть прекратите, И поскорее меня отпустите»! Чистая Марточка в кресле лежала, Чистая Марточка лапки лизала: «Где же следы мои грязные были? Ах, неужели, люди их смыли?» Вечером к зеркалу Марта пришла. В зеркало снова глядеть начала. «Ай да красавица, Ай да девица, Стоит ли мне на хозяйку сердиться? Рыжая мордочка, Рыжие глазки, Людям не смыть мои яркие краски! Рыжие ушки всегда на макушке, Вы полюбуйтесь на рыжие ушки, Рыжая спинка И белая грудка, Ах, я красотка, И это не шутка! Мягкие лапки в белых чулочках, Но осторожней, В них есть коготочки. Нет, не нужна мне зелёная краска: Я и сама хороша, словно в сказке! Выйду гулять, Во дворе покажусь, Я красотой своей очень горжусь!»
- Нет, родственникам свои стихи не посвящала пока еще. Иногда меня просят написать стихотворение о ком-то из своих друзей. Но, если я этого человека не знаю, с ним не общалась, а только слышала о нем, мне сложно написать стихотворение, поэтому я отказываюсь от таких предложений. - Как приучить современных детей к книге? - В этой связи мне хочется вспомнить свою учительницу из начальной школы, а точнее, рассказать о ее приеме, который она использовала для того, чтобы все ученики в классе прочитали рассказ дома полностью. Что она делала? Она, задавая домашнее задание, говорила нам: «прочитайте рассказ про бабочку», а он был на самом деле, допустим, не про бабочку, а про птичку или муравья. Отличники прочитают, будут смеяться над двоечниками, потому что те читать не будут, а сочинят свой рассказ и потом получат двойку. Вот так можно было проверить, кто читал, а кто – нет. А в 3-ем -4-ом классе, когда мы читали рассказы про героев, про пионеров, учительница останавливала чтение на самом интересном моменте с тем, чтобы мы все захотели узнать, чем же закончилась та или иная история. - Каким, на ваш взгляд, должен быть детский поэт, писатель, чтобы он был интересен юным читателям? - Самое главное - добрым, чутким, отзывчивым, умеющим подмечать какие-либо тонкие детали в окружающем мире. -В своем творчестве вы равняетесь на каких – либо детских поэтов? -Нет, не равняюсь. Более того, мне многие мои друзья говорят даже, что «у тебя рифма не та, стиль не выверен, да где ты нашла такие слова «…всех вампиров зомбиков…»? И в издательстве мне сказали тоже самое. Я имею в виду свое стихотворение «В планшете». А выражения такие я взяла из сленга подростка, прислушиваясь к тому, что говорят любители компьютерных игр из числа детей моих знакомых, да и сын у меня тоже увлекается компьютерными играми. Кстати, я собираюсь написать продолжение стихотворения «В планшете». - Когда я читала ваше стихотворение «Почему же ты не пел?», у меня сложилось ощущение, что оно автобиографическое, - это так? Вы раньше сами пели в хоре? -Да, все верно. -А тот хорист, что не пел, согласно вашему стихотворению, но потом с годами стал большим артистом – это ваш одногруппник? -Нет, это уже мой художественный вымысел. Из всех, кто занимался в хоре вместе со мной, никто не стал артистом. Мы когда учились в школе, Выступали в школьном хоре. Дружно время проводили, Радостно и весело, Вместе делали уроки, Вместе пели песенки. Раз в Москве мы выступали, Фестиваль среди хоров, Собралось певцов немало, Из различных городов. Выступали всю неделю, Песни и романсы пели. Мы на этом фестивале, Главный приз завоевали. На последнем, на концерте Он один не подпевал. Молча шевелил губами, Рот тихонько открывал. Стали лучшими из лучших, Поздравляла вся страна. В ресторане на банкете Мы спросили молчуна:- «Почему же ты не пел? Подвести весь хор хотел!?» «Извините, что не пел, Это не капризы, Если б только я запел, Не видать нам приза. Я, наверное, простыл, Ну не в голосе я был. Я немножечко охрип, У меня, быть может, грипп» Быстро годы пролетели, Разлетелся весь наш класс. И на сцене выступают Лишь немногие из нас. Лучшим голосом России Стал вчерашний наш молчун, Я люблю его послушать, Когда вспомнить хор хочу.
-Не кажется ли вам, что детская литература переживает сейчас «кризис жанра»? Ведь дети в наше время все раньше начинают привыкать к компьютерам, интернету, гаджетам. Не вытеснит ли интернет обычные книги, к которым мы привыкли? -Думаю, что нет. Конечно, в крупных городах более высокий уровень информационных технологий, наряду с классическим типом книги сплошь и рядом можно встретить электронную, но вытеснение электронной книги обычной, я считаю, что это вопрос далекого будущего. Все равно ведь в российской глубинке, где порой в школу нужно идти 2 километра пешком, дети, оставаясь дома, не имея электронных книг, современных гаджетов, а, может, и компьютера, будут читать обычные бумажные книги. - Какие у вас увлечения, хобби? Помогают ли они в творчестве? - Я люблю выбираться на природу, мне нравятся прогулки. Они у меня на втором месте после написания стихотворений. - Вы часто принимаете участие в поэтических конкурсах. А свое первое выступление помните? - Да, это было в середине 1990-х годов. Я читала стихи на областном Вологодском конкурсе поэтов. Мне это было интересно, так как хотелось и себя показать, и стихи других поэтов послушать. Кстати, дебютировав на конкурсе, мне удалось занять первое место. В качестве приза мне дали 4 грампластинки с песнями Алены Апиной, Дмитрия Маликова, Фила Коллинза и операми «Гранд Опера». - А в каких газетах вы печатаете свои стихотворения? - В газетах: «Хронометр Вологда», «Русский Север», «Красный Север», «Вперед» и других. На самом деле, мои стихи печатали и в других газетах, просто те уже сейчас не издаются («Зеркало», «Колокол»). - Над чем вы сейчас работаете? - Я думаю, что скоро я напишу, наверное, стихотворение «Я всегда пишу свободно, обо всем, о чем угодно». - Есть ли у вас творческая мечта? - Да, я хочу написать серию стихов в жанре фэнтези. Текст: Юлия Фильчакова
|
24 января
|