Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация

29.05.2019

Интервью с актером-фронтовиком ЦАТРА А. А. Петровым

Сегодня, к сожалению, не так много осталось ветеранов Великой Отечественной войны, а актеров-фронтовиков, и того меньше.

Гордостью Центрального Академического Театра Российской Армии и авторитетом для коллег по цеху является Александр Алексеевич Петров. Человек-легенда, почти ровесник века (24 марта актеру-фронтовику исполнилось 97 лет), повидавший на своем веку не мало. Александр Алексеевич по-прежнему в строю - сегодня он играет в спектакле «Судьба одного дома», выходя на сцену любимого театра, которому служит уже 67 лет! И пусть его роль совсем маленькая и лишь в эпилоге спектакля, но как она необходима актеру для ощущения счастья от творческой востребованности, от  понимающего режиссера Бориса Морозова, как важны слова, которые говорит актер-фронтовик, обращаясь к нам, зрителям: «…чтобы не было войны!».

О своем безмятежном детстве в купеческом Замоскворечье, о славном боевом пути, любимых ролях  и критериях хорошего  спектакля, рассказал в интервью Народный артист России Александр Алексеевич Петров.

- Александр Алексеевич, каким было ваше детство, как жила ваша семья тогда в 1920-1930-е годы?

- Родился я в 1922 году и жил до 1930-х годов в деревне Короськово Ступинского района Московской области. В семье нас было 7 детей, я третий по старшинству. Одна сестра умерла еще будучи ребенком. Папа работал в Москве, когда ему в 1930-х годах дали маленькую комнатушку в Москве, мы переехали все к нему в Замоскворечье на Кадашевскую набережную, потому что маме в деревне воспитывать нас одной было тяжело. Я любил район Замоскворечье, в котором мы поселились. Когда был здоровее, ходил по Ордынке, Полянке, Якиманке. Еще мальчишкой собирал пустую тару, сдавал в пункты приема и на полученные деньги смотрел приключенческие фильмы в любимом кинотеатре «Ударник»- «Дети капитана Гранта» и др. Позже смотрел фильмы Э. Рязанова и Г. Данелии. Очень люблю фильмы Э.Рязанова!

- Вслед за счастливым, безмятежным детством пришла юность, опаленная войной. Через 3 месяца после вашего 19-летия началась Великая Отечественная война…

- Да, как только началась война,  я сразу пошел в РАЙКОМ комсомола и сказал, что хочу на фронт. Мне ответили: «Подождите, у вас еще не призывной возраст». Я продолжал настаивать на своем и уже в августе 1941 года я был призван в армию и отправился в город Шадринск Свердловской области и учился там на связиста. Там я был одну зиму (1941 -1942 годов), даже меньше. И сразу же направился в учебный полк в Москву и затем - на фронт. У моего полка было название Нижнеднестровский 137 полк им. Богдана Хмельницкого. У полка менялось название в течение войны, поэтому им командовали и Малиновский, и Толбухин, и Жуков.

Я принимал участие в Сталинградской битве, освобождал Одессу, Прагу, Вену, Будапешт. Закончил воевать я в столице Австрии - Вене. Я, как связист, устанавливал и налаживал связь между полками, между дивизией и армией. Это только на первый взгляд кажется, что работа связиста легка на фронте. На самом деле это была очень опасная работа, фашисты немцы укрывались, прятались, и никто из нас не знал, где и когда поджидает опасность. Война есть война, она всегда опасна.

- Вы принимали участие в парадах на Красной площади?

- Нет, после войны было много ребят, воевавших на разных фронтах, многие из которых потом в мирное время участвовали в парадах Победы на Красной площади. Но я никогда не участвовал, все время смотрел их по телевизору, а в этом году, уже находясь в почтенном возрасте, когда мне исполнилось 97 лет, я получил приглашение на парад уже как зритель, и на меня произвели впечатление и модернизированная техника, и парад самих участников.

- После Великой Отечественной войны вы поступили в театральный институт. Из вашей семьи только вы стали актером?

- Вообще непонятно, откуда у меня возникла любовь к актерству, но она у меня с самого детства. Я в школе занимался в театральной студии. В свободное от уроков время я ходил в детский театр Наталии Сац. Ходил во взрослые театры. Театры обычно я посещал один и будучи школьником, и будучи взрослым. Но Малый и Большой театры были мне не по карману. Семья была не богатой, кормильцем был только папа. Семья у меня была не очень театральная. Даже когда я стал профессиональным артистом, играя в театре Советской армии, я много раз приглашал маму на спектакли, так она ни разу и не побывала в театре. А папа ушел из жизни, когда я еще учился в театральном институте.

IMG_6652-1.jpg- Как у вас возникло желание стать актером?

- Вы знаете, все произошло совершенно случайно. Однажды, идя по Арбату, по Собиновскому переулку я увидел на театральном институте объявление: «Сегодня педагог Андрей Гончаров просматривает желающих поступить в институт» (Прим. Театральный институт имени А. Луначарского). Я пришел к Гончарову. Не помню, что я ему прочитал, но он спросил: «Вы подали заявление?».

–Нет, - сказал я.

- Немедленно подавайте заявление, и завтра же чтобы документы ваши были в институте!

Вот так я попал в институт. Набирал курс в тот год главный режиссер театра им. М. Ермоловой – Лобанов.

Причем я окончил десятилетку давно, до Великой Отечественной войны, потом прошел всю войну, а в институт театральный поступал уже в мирное послевоенное время и, конечно, многое, что учил и читал в школе, я забыл. Это был 1947 год. Я сдавал экзамен по обществоведению. В этом году Москва праздновала юбилей – 800 лет. Во втором экзаменационном билете, на первый я ответить не смог, но профессор, видимо, так хотел, чтобы я попал на курс, что сказал взять второй билет, в котором мне попался вопрос о том, кто основал Москву. А я ведь знал ответ, но так волновался, что растерялся и все забыл и не мог ему ответить. И тогда ассистентка мне подсказывает: «Юрий Долгорукий». Профессор, наверняка, услышал подсказку, но сказал: «Вот и великолепно! Чудесно! Давай свою зачетку!»

- А кто из известных впоследствии актеров учился с вами на курсе?

- Владимир Андреев, Соня Павлова (работа в театре им. М. Ермоловой), Сергей Яковлев.

- Вы общались с ними потом?

- Когда окончили институт, каждый устраивался, как мог. Несколько человек к себе взял Лобанов в Ермоловский театр. Я к нему не попал. У меня сразу было 3 приглашения: в театр советской армии к Попову, в Ермоловский к Лобанову и в театр железнодорожников к Чудакову. Попов и Лобанов видели мой дипломный спектакль «Дядя Ваня». Я играл Войницкого. Председателем художественной комиссии была актриса МХАТа Клавдия Еланская. В общем, ничего не сказали, поблагодарили и ушли. На другой день, в институте я встретил  Попова и  был приглашен  на работу в театр Советской Армии.

Когда я пришел в театр, одним из режиссером там тогда был Хейфиц. И он решил поставить «Дядю Ваню».

В театре мне очень нравилось. Там были талантливые актеры, как: В. Зельдин, Л. Касаткина. Я многому у них научился, да и с Чурсиной приятно работать. Я ведь по сей день работаю в театре. С Людой Касаткиной я играл в нескольких спектаклей, с Чурсиной в «Идиоте», в «Бароне Мюнхгаузене». С Зельдиным в «Учителе танцев» (играл Рикаредо), в «Океане» (Платонов). Я в былые годы играл в месяц по 29 спектаклей (!), а в субботу и воскресенье, как правило, по два спектакля – утром и вечером.

IMG_6650-1.jpg- Как вы готовитесь к встрече со зрителями?

- Повторяю текст дома накануне спектакля.

- Какие роли в спектаклях у вас самые любимые?

- «Дядя Ваня» (Войницкий), «Океан» (Платонов), «Светлый май», «Не было ни гроша», «Сердце не камень». Откровенно говоря, почти все роли. Когда играешь так много ролей в различных спектаклях, то влюбляешься и в спектакль, и в роль!

- О каких ролях вы мечтали, но так и не сыграли их?

- Ну, актер всегда мечтает о ролях…

- Играя Рикаредо в «Учителе танцев», не хотели ли Вы сыграть главную роль - учителя?

-Нет! Эта роль для Володи Зельдина. Он был таким романтичным, лирическим, он музыкально-танцевальный актер. Я совсем другой. Я очень темпераментный человек.

IMG_6644.JPG- Вы снимались в кино, но у вас не так много киноролей. Почему?

- Мне ближе театр. Я снимался в фильме «Сорок минут до рассвета», «Москва-Генуя», «Рано утром», «Близкая даль», «Несмотря на преклонный возраст».  В общем, я в кино не особо стремился. И, видимо, поэтому и меня в кино не особо звали. Я больше стремился в театр.

- Стала ли другой публика за 60 с лишним лет, что вы играете в театре?

- Не думаю, что она изменилась. Если вы публику любите, то и она вас полюбит!

- Как вы относитесь к тенденции осовременить спектакль, придать ему другое звучание, по-новому прочесть?

- Я люблю классику и прочтение оригинала. Хотя, я играл в «Дяде Ване» и у Лобанова, и у Хейфеца. И это были два совершенно разных спектакля.

- Как вы относитесь к инсценировки современных пьес?

-Хорошо поставленная современность - это всегда здорово, а уж про классику я и не говорю!

- Что для вас значит «хороший спектакль»?

- Хорошая роль и отличная режиссура.

- Долгое время художественным руководителем театра был внук И.В. Сталина Александр Бурдонский. Гены его деда сказались на его характере? Каким был его творческий почерк и как вам с ним работалось?

- Характер его деда на нем отразился еще как! Он был очень темпераментный, требовательный. Он любил добиваться результата, работал с актером до тех пор, пока не достигнет поставленной цели на репетиции, пока актер не сыграет так, как он считает нужным. Мог сильно накричать, отругать, но никогда никого не обижал. После окончания репетиции подходил, к артистам, и общался так, будто бы и не было никаких криков. Это был режиссер, влюбленный в театр. Он никогда не сидел без работы. Его спектакли были успешными. Это был режиссер, как мы говорим, актерский - он очень любил работать с актерами, удивительно терпеливый режиссер.

- Как вам работается сейчас с Борисом Морозовым?

- Он очень терпеливый, «подробный» и умный режиссер. Его спектакли тоже всегда имеют успех у зрителей и актеров.

- Художественный вкус, выбор репертуара А. Бурдонского и Б. Морозова похожи?

- Нет, я бы сказал «нет». Конечно, вкусы у них разные, и не могут быть одинаковыми у двух режиссеров. Морозов любит эпохальные, масштабные спектакли. У Бурдонского была несколько иная форма работы, чем у Морозова. Но, несмотря на это, актеры могли предложить свои идеи на рассмотрение режиссеру. И я свое виденье тоже высказывал. Бывали случаи, когда, к актерским идеям режиссер прислушивался, а как же их не учесть, если спектакль от этого еще краше становился?

- Сейчас вы выходите на сцену в спектакле «История одного дома».

- Да, Морозов, конечно, мог, я считаю, обойтись и без моего выхода в конце спектакля. Но он решил дать мне возможность сыграть в этом спектакле, украсив спектакль, помог мне сохранить актерскую форму. И мне это очень нравится. Это мой любимый режиссер. Его стиль работы мне близок.

- Вы сами никогда не хотели стать режиссером?

- Нет! Никогда. Вот игра, актерство - это мое.

- В чем секрет вашего долголетия?

- Да никакого секрета нет. И отец рано умер, и мама не стала долгожительницей. В армии курил. А как же в армии не курить? Делал сигарету-самокрутку с палец толщиной и курил. Спортом я не занимался, но ежедневно делал раньше зарядку. И до сих пор со времен юности я соблюдаю режим: ложусь спать в 20.00, но всегда встаю в 4 часа утра, какая бы погода ни была за окном, как бы ни хотелось спать. Не могу! Небольшую элементарную, посильную зарядку делаю и сейчас.

Фото из личного архива актера предоставлено его внучатой племянницей Юлией Петровой. 


Автор новости:  Фильчакова Юлия

Возврат к списку


Свидетельство о регистрации СМИ “ЭЛ № ФС77-33828” от 23 октября 2008 г.
Интернет-радио “ДИАЛОГ”. Профессиональное издание. Россия, Москва © 2010 г.
Профессиональный хостинг от компании "ТаймВэб"