Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация

14.07.2020

У меня ничего не получится, или синдром выученной беспомощности

Мой знакомый много лет работает за копейки, хотя первоклассный специалист. Одна из моих подруг живет с нелюбимым человеком. Когда мы не предпринимаем попыток выпутаться из неприятной ситуации, психологи называют это выученной беспомощностью.

Если бы у 27-летнего английского боцмана Александра Селькирка был этот «синдром», мы никогда не узнали бы историю Робинзона Крузо. Если бы Менделеев забросил свои попытки систематизировать химические элементы, ему без сомнения не «приснилась» бы таблица.

 

Но на самом деле выученная беспомощность – это даже не синдром, а просто особенность характера (ситуативная или постоянная), которую человек приобретает после нескольких неудачных попыток изменить ситуацию к лучшему. Он начинает верить, что у него все равно ничего не получится, и лишь пассивно взирает на происходящее.

Это состояние, при котором человек ничего не делает для улучшение своего положения, хотя имеет такую возможность. Причинами появления беспомощности являются неудачные попытки что-либо изменить и недостаток необходимых знаний. Сопровождается подавленностью, депрессией, нытьем и пессимизмом.

Такой эффект наблюдается у многих людей, когда прошлый опыт, отсутствие позитивной отдачи, контроля или выбора убеждают их в том, что новые попытки приведут к таким же неудачам.

ПРИЗНАКИ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ

1.       Безынициативность, отсутствие попыток бороться с неприятностями.

2.       Торможение когнитивных функций, прежде всего способности к усвоению нового: утрачен какой-либо интерес к поиску причинно-следственных связей, жертва в принципе не верит, что их можно найти.

3.       Любая неприятность кажется совершенно чудовищной, потому что она заведомо непреодолима.

О САМОМ ПОНЯТИИ

В 1964 году американский психолог – будущий основатель так называемой позитивной психологии – Мартин Селигман участвовал в экспериментах на собаках в стенах лаборатории Пенсильванского университета. Частично задача экспериментов сводилась к тому, чтобы сформировать у четвероногих условный рефлекс – боязнь высоких звуков. Чтобы добиться своей цели, Селигман бил током несчастных животных (сидевших в клетках, а потому не имевших возможности убежать) сразу после того, как собаки слышали высокий звук. 

Через какое-то время клетки открыли и снова включили ненавистный звук. Но, вопреки ожиданиям экспериментаторов, несчастные не пустились в бегство (чтобы избежать последующего удара током), а легли на пол и заскулили.

По идее, они должны были бежать, как только открыли клетки, но этого не произошло. Тогда психолог выдвинул революционный тезис: собаки остаются в клетках не потому, что не боятся удара током, а потому, что привыкли к неизбежному: в ходе эксперимента они не раз пытались убежать, но у них это не получалось. Поэтому собаки смирились – проще говоря.

Спустя годы экспериментов, Селигман сделал вывод: чувство беспомощности вызывают не неприятные ощущения, как таковые, а опыт невозможности повлиять на эти события. Это открытие оказалось столь значимым, что за свою теорию выученной беспомощности в 1976 году Селигман получил премию Американской психологической ассоциации.

О ДЕТСТВЕ

 «Выучиться» беспомощности человек может как будучи взрослым (под влиянием каких-то негативных обстоятельств, с которыми он так и не смог справиться; чаще всего, эта реакция временная и направлена на определенные события), так и в детстве – под действием все тех же обстоятельств, но, как правило, уже в родительской семье. И такой опыт уже формирует личностные качества – замкнутость, эмоциональную неустойчивость, возбудимость, пессимистичность, робость, склонность к чувству вины, низкую самооценку и низкий же уровень притязаний, равнодушие, пассивность и отсутствие креативности. 

Вышеупомянутый Мартин Селигман отмечает, что выученная беспомощность в этом случае формируется примерно к восьми годам. А сложиться может из нескольких источников:

- опыта переживания неблагоприятных для ребенка событий, от которых он не имел возможности защититься (например, обид, нанесенных родителями или учителями, смерти любимого человека или животного, серьезной болезни, развода или скандалов родителей);

- опыта наблюдения за беспомощными людьми (как по телевизору, так и в жизни)

- бесконечную готовность многих родителей все делать за детей (собирать игрушки, убирать постель, одевать, обувать). 

 

СПОСОБЫ БОРЬБЫ

Неудивительно, что выученная беспомощность – черта огромного числа людей. Настолько, что от нее страдают целые компании и большие рабочие коллективы (ко всему прочему, это качество весьма заразительно и, как показывают исследования, чаще всего проявляется в коллективах с авторитарным руководством).

Метод борьбы с этой напастью один – ОБРАТИТЬСЯ К ПСИХОЛОГУ.

 Правда, она не всегда помогает, да и мотивации обращаться к специалисту у людей с выученной беспомощностью, как правило, нет. Зачем? Ведь они привыкли терпеть.  

 

Но если вы сейчас начинаете чувствовать, что действительно хотите изменить свою жизнь, попробуйте вот что:

1.       Подумайте и опишите те области вашей жизни, где вы можете на что-то влиять. Затем опишите, где ничего от вас не зависит.

2.       Попробуйте оценить всё описанное как «независящее» от вас, где же все-таки вы просто сами не стали прикладывать усилия и где можно было ситуацию изменить?

3.       Попробуйте вместо обвинения себя в неудачах, создания из всего катастрофы, искать объяснения и способы изменения ситуации. К примеру, на работе снова не сдали отчет, не повод снова всё списывать на вашу бестолковость и плохую память, а повод сесть и понять, что можно делать: возможно на работе есть коллеги, которые могут вам подсказать, как избежать ошибок, посмотреть или почитать информацию в интернете. Может стоит пойти на курсы, тренинги по мнемонической памяти?

4.       Учитесь разделять разницу между реальными фактами и собственными убеждениями, задавая самому себе правильные вопросы. Подумайте, что можно сделать, чтобы превратить неудачу в успех. Потренируйтесь на любой ситуации, можете взять из фильма или книги.

5.       Учитесь называть эмоции и правильно работать с негативом. Человек, который не справляется со своими отрицательными эмоциями, не имеет сил, не в состоянии и следовать конструктивным способам влиять на свое будущее.

6.       Чтобы научиться контролировать хоть что-нибудь, надо позволить пережить небольшую неудачу, совершить свою собственную ошибку. Уже после неё стоит задать правильные вопросы, придумать способы исправления и осуществить их. Принцип: бессмысленно ругать ребёнка за ошибку, лучше хвалить за то, что он её исправил, также действуйте и в своей взрослой жизни😊

7.       Напишите чем хотите заняться в свободное время, спланируйте своё расписание, давайте себе право выбора в любой подходящей ситуации, поддерживайте свой выбор и не бойтесь действовать!

8.       Ищите в прошлом ситуации, в которых уже получалось повлиять на ход событий, вспоминайте, что вы сделали сами, чтобы повлиять на ситуацию

 

И ПОМНИТЕ, никогда не поздно меняться! Вы точно не опоздали😊


Автор статьи:  Тараканова-Юмина Екатерина

Возврат к списку




Свидетельство о регистрации СМИ “ЭЛ № ФС77-33828” от 23 октября 2008 г.
Интернет-радио “ДИАЛОГ”. Профессиональное издание. Россия, Москва © 2010 г.
Профессиональный хостинг от компании "ТаймВэб"