Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация

13.05.2020

Развитие мозга будущего ребенка

Развитие мозга начинается еще во время внутриутробного развития плода. Нервная система человека развивается из наружного зародышевого лепестка – эктодермы. Из этой же части зародыша в процессе развития образуются органы чувств, кожные покровы, отделы пищеварительной системы. К 17-18-му дню внутриутробного развития в структуре эмбриона выделяется слой нервных клеток, который называется нервная пластинка. Из нее потом к 27-му дню образуется нервная трубка. Она является предшественником центральной нервной системы. А сам процесс образования нервной трубки называется «нейруляция». В этот период края нервной пластинки начинают загибаться кверху, соединяются и срастаются друг с другом. 

К этому моменту у будущего человека начинает формироваться головной мозг, возникает зачаток двух полушарий. Они быстро увеличиваются, и к концу 32-го дня составляют ¼ часть всего мозга. В это же время появляется возможность разглядеть зачаток мозжечка. И начинается формирование органов чувств. Так за первый месяц внутриутробного развития происходит очень быстрое качественное изменение будущих органов и систем эмбриона.

Первую половину беременности в будущем мозге ребенка активно рождаются и развиваются новые нервные клетки (нейроны). Изначально процессы зарождения новых нервных клеток происходят в зоне, окружающей мозговые желудочки. А также зоной рождения новых нейронов является гиппокамп – это внутренняя часть коры височных областей правого и левого полушарий. Новые нервные клетки будут появляться и после рождения, но не так интенсивно, как во внутриутробном периоде. И у взрослых людей появляются новые нервные клетки. В случае необходимости мозг человека может пластично перестраиваться, восстанавливать поврежденные функции.

Новые нейроны не остаются на месте, а перемещаются к местам постоянной «дислокации» в коре головного мозга и его глубинных структурах. Этот процесс начинается ближе к концу второго месяца беременности и активно продолжается до 26-29 недели. К 35-й неделе кора головного мозга плода по структуре уже напоминает кору головного мозга взрослого человека.

У каждого нейрона имеются отростки, с помощью которых он взаимодействует с другими клетками организма.  

Заняв свое место в мозге, нейроны начинают устанавливать отношения с другими нервными клетками и с клетками тканей организма (например, с мышечными клетками). Место соединения клеток называется «синапс». Эти соединения очень важны. Благодаря им мозг формирует сложные системы, в которых информация может быстро передаваться от одной клетки к другой. Внутри клетки информация передается в направлении от тела к окончанию в виде электрического импульса. Он провоцирует высвобождение в синаптическую щель специфических химических веществ (нейромедиаторов), которые хранятся в окончании нейрона, и с помощью которых информация передается от нейрона к следующей клетке.  

Первые синапсы можно обнаружить у эмбрионов возраста 5 недель. Наиболее активно образование синаптических контактов между нейронами происходит с 18 недели беременности. Новые связи между нервными клетками образуются практически всю жизнь.

В период, когда активно образуются синапсы, мозг ребенка подвержен негативному влиянию наркотических веществ и медикаментов, влияющих на обмен нейромедиаторов. К этим веществам относятся нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты. С их помощью лечат психические расстройства. Если будущей маме необходимо принимать такие препараты, то нужно проконсультироваться со своим лечащим врачом. Если для беременной женщины важно, чтобы ее будущий ребенок развивался здоровым, следует избегать употребления психоактивных веществ.

Нейромедиаторы – специфические химические соединения. Благодаря им происходит передача информации в нервной системе. От того, насколько правильно будет происходить этот обмен, зависит очень многое в поведении человека. Его настроение, активность, внимание, память. Есть факторы, способствующие влиянию на этот обмен. Например, курение будущей матери. Мозг опознает никотин как вещество, способствующее его активации, и начинает развивать системы, чувствительные к нему. Увеличивается число воспринимающих никотин элементов, улучшается передача информации, осуществляемая посредством никотина. В это же время происходит негативное воздействие на обмен тех нейромедиаторов, которые должны вырабатываться самим мозгом. Это влияет на внимание и регуляцию эмоций.

Доказано, что курение матери во время беременности в несколько раз повышает риск рождения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Вторым по счету последствием внутриутробного потребления никотина после СДВГ является оппозиционно-вызывающее расстройство. Для него характерны раздражительность, гневливость, постоянно меняющееся, часто негативное, настроение, злопамятность. А также ухудшается состояния сосудов, нарушается питание плода. Дети курящих матерей рождаются с низким весом. Низкий вес при рождении впоследствии становится источником проблем с поведением.

Из-за того, что происходит спазм сосудов под воздействием никотина, мозг плода подвержен ишемическим инсультам – нарушается кровоснабжение определенных участков мозга, наступает их гипоксия, которая в свою очередь очень пагубно воздействует на всё дальнейшее психическое развитие.

В формирующемся мозге будущего ребенка происходит еще один важный процесс - покрытие длинных окончаний нервных клеток (аксонов) миелином. Миелин – это вещество, которое в чем-то похоже на изоляцию, покрывающую провода. Благодаря ему электрический сигнал перемещается от тела нейрона к окончанию аксона очень быстро. Первые признаки миелинизации можно обнаружить в мозге 20-недельного плода. Этот процесс идет неравномерно. Сначала миелином покрываются аксоны, которые образуют зрительные и двигательные нервные пути, потому что они в первую очередь нужны новорожденному. Чуть позже (перед рождением) начинают покрываться миелином слуховые пути.

Клетки одной из мозговых тканей – нейроглии, производящие миелин, очень чувствительны к недостатку кислорода. На миелинизацию мозга плода может повлиять воздействие токсинов, наркотических веществ, дефицит необходимых мозгу веществ, поступающих с пищей (витаминов группы В, железа, меди и йода), неправильный обмен некоторых гормонов, например, щитовидной железы.

Еще одним наиболее вредным фактором для нормального протекания процессов миелинизации является алкоголь. Он препятствует миелинизации и может стать причиной тяжелых нарушений психического развития, сопровождающихся умственной отсталостью ребенка. Воздействие алкоголя может иметь и другой эффект - возникновение разнообразных пороков развития.

Как интенсивно развивается мозг ребенка внутриутробно, можно определить по тому, что в период с 29 по 40 неделю, мозг увеличивается почти в 3 раза! Во многом, это происходит за счет миелинизации.

О психическом развитии ребенка во внутриутробном периоде известно сравнительно мало. В то же время есть некоторые интересные факты.

Начиная с 10 недели беременности дети сосут большой палец (75% - правый). Оказывается, будущие правши, в основном предпочитают сосать правый палец, а будущие левши – левый.

При контактном воздействии звуком на живот беременных женщин с 37 по 41 неделю беременности через наушники обнаружена активность височных областей у четырех плодов и в лобных у одного плода – это те самые зоны коры головного мозга, которые впоследствии будут принимать участие в обработке речевой информации. Это говорит о том, что мозг ребенка активно готовится существовать в воздушной среде.

Как кропотлива работа организма над созданием каждого органа и системы. Как важно правильное и последовательное развитие будущего человека. Поэтому огромное значение имеет образ жизни будущей матери, который закладывает всю будущую жизнь ее ребенка.   

Автор статьи: Ольга Шустова


Возврат к списку




Свидетельство о регистрации СМИ “ЭЛ № ФС77-33828” от 23 октября 2008 г.
Интернет-радио “ДИАЛОГ”. Профессиональное издание. Россия, Москва © 2010 г.
Профессиональный хостинг от компании "ТаймВэб"