Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация

11.03.2013

Семь лестниц к искусству или от Парижа до Мали

    На днях нам посчастливилось посетить МАММ
(Мультимедиа Арт Музей, Москва ). На семи этажах было представлено вниманию множество фотографий, принадлежащих различным фотографам и коллекционерам. Путешествие по просторам whit ecube было решено начать с верхнего этажа, дабы тотчас оценить весь масштаб светлого музейно-выставочного комплекса.

    «Это Париж!» - восклицает одна из встречающих нас стен. И мы, доверчивые и уже эмоционально-возбужденные,проходим в зал, в котором представлена коллекция Кристиана Букре, отражающая модернизм в фотографии периода 20-50 годов прошлого столетия. Как говорится, мир тесен, и даже здесь, в северной части центральной Франции, благодаря фотографу Жермену Крулю, мы на одном из портретов встречаем «своего» человека, знаменитого советского режиссера театра и кино Сергея Михайловича Эйзенштейна.

   Но далеко не каждый снимок понятен сразу. В середине 20-х годов ХIХ века фотография служила сюрреализму,и авторы, замечая в обыденном сверхъестественное, использовали разнообразные возможности фотографии, от ясного документального образа до изощренных лабораторных экспериментов.

    Так, один из снимков сюрреалиста Луи Бунюэля пользовался особой популярностью среди посетителей выставки. Фотография под названием «Андалузский пес», сделанная в 1929 году, вызывала у людей эмоции от страха до жалости. Особенно взволнованной казалась женская половина. И это не удивительно, ибо, с позволения сказать, глаз не в глазу очень режет глаз.

                         


   Широко представлены были такие авторы, как Аурел Баух, Андре Штайнер, Роже Парри, Жорж Юнье, Андре Виньо и множества других.

     Один из залов полностью посвящен работам выдающегося фотографа Августа Зандера. Здесь и ландшафтные и архитектурные фотографии, а так же фото людей, относящихся к разным сословиям и к различному роду деятельности.Кажется, ему интересно всё, все и по отдельности.

   На одной из фотографий 1929 года запечатлен слесарь со спокойным, простым, кажется слегка улыбающимся выражением лица, держащий связку ключей и молоток в руках. А по соседству с ним висит портрет гипнотизёра, сидящего на деревянном старинном стуле и протягивающего будто бы к тебе ладони, приглашая, слегка хитрым, усталым, но все равно чему-то радующимся взглядом к себе на сеанс. И ты, незаметно для себя погружаешься в ту эпоху, превращаясь то в обыкновенного рабочего, то в подмастерье, то в богача. Поражает и околдовывает именно простота, правда и документальность, которую передает Зандер своими работами.

     Владельцем следующей представленной в музее коллекции является известный коллекционер и фотограф Жан Пигоцци. На этот раз зрителю дано право оценить не его творчество, а работы малийского фотографа Сейду Кейта. Всего представлено около 150 снимков. Кейта фотографировал всех желающих: от своих родственников до политических деятелей. В его собственном ателье он хранил вещи, которые использовались им для создания различных образов: разнообразные костюмы, украшения, велосипед, будильник и другие. Рассматривая его работы, осознаешь, насколько мастерски он владел искусством фотографии: постановка поз, четкость изображения, взгляд. Важно отметить, что это первая настолько масштабная выставка фотографий Сейду Кейта.

    Далее ступени ведут нас в «Иллюзию жизни» Валери Белен. И действительно, присмотревшись к работам, чувствуешь себя очень искусно и мастерски сбитым с толку! «Безупречный, строгий, холодный, но живой портрет прекрасной девушки» - говорит внутренний голос, тут же который отрезвляют глаза, читающие название на таблице около портрета: «Манекены».
                             
                                      

Вновь смотришь на портрет и не веришь.Подходишь поближе, подходишь вплотную, лишь бы хоть что-то найти искусственное в красивом лице. Но поиски тщетны. И вновь возвращаешь взгляд на таблицу: «На снимках мы видим манекенов, но о каких именно манекенах идет речь: о женщинах или о предметах?»

    Следуя вдоль зала, видим… Как бы хотелось написать слово «картину», но нет, опять психологический конфуз! Перед нами именно фотография наполненной фруктами корзины. То и дело присутствующие рядом люди, спрашивали друг друга: «Интересно, настоящие ли фрукты?» Настоящие!
Некоторые из фотографий до сих пор не рассекречены и хранят тайну неповторимой Валери Белен.Они дразнят своей реалистичностью, не открывая никому своего истинного «я».

     После диалогов об иллюзиях жизни, Карл Блосфельдт и Эккехард Велькенс предлагают завести «диалоги о природе».
Карл Блосфельдт является представителем такого явления, как Новая вещественность. Его творчество посвящено фотографированию растений в увеличенном ракурсе. К примеру, можно полюбоваться снимком молодого побега черноголовки с крупными цветками, увеличенного в 8 раз. Снимок относится к 1928 году.

    В центре следующего зала, освещенного приглушенным светом, висит другая фотография, на которую сразу обращаешь внимание из-за ее узорности и изящества. Это фотография увеличенных в 8 раз свернутых молодых ветвей американского папоротника адиантум. Изумительно!

    В этом же зале находятся работы и Эккехарда Велькенса. На сей раз, это отнюдь не фотографии. Велькенс учился на каменотеса и скульптора в Кельне, с увлечением занимался рисованием, работал иллюстратором. С 1998 года посвятил свою жизнь именно рисованию и творческой деятельности. В его работах чувствуется профессионализм и аккуратность, любая деталь отточена до мелочей. Так, к примеру, изображенное карандашом гнездо, кажется не просто нарисованным, а будто сплетенным на бумаге.

    Семь этажей, живущих искусством, свыше семисот представленных работ, дарящих миру возможность почувствовать мастерство великих фотографов!

   Хотелось еще немного постоять в центре и ощутить всю свободу и одновременно уют этих стен, легкую и в то же время гениальную атмосферу музея. Его двери с радостью открываются для каждого человека, не мыслящего жизнь без творчества и вдохновения. Фотографию, если очень постараться, описать можно, но все же верна истина: лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.

                             
 
                   Станьте любовью. Работа Жоржа Юнье. 1935 г.


          Полезная информация о вышеописанных выставках:


1. Это Париж! Модернизм в фотографии. 1920-1950. Из коллекции Кристиана Букре. ( 21.02 – 19. 05 )
2. Август Зандер. Портрет. Пейзаж. Архитектура. (21.02 – 07.04 )
3. Карл Блосфельдт и Эккехард Велькенс: диалоги о природе. (14.02 – 17. 03 )
4. Михаил Розанов. Избранное. ( 21.02 – 17.03 )
5. Валери Белен. Иллюзии жизни. ( 27.02 – 31.03 )
6. Сейду Кейта. Фотографии из коллекции Жана Пигоцци. ( 27.02 – 5.05 )

Автор: С.Блохина


Сумма голосов:  15
Рейтинг:  3.56

Возврат к списку


Материалы по теме:




Свидетельство о регистрации СМИ “ЭЛ № ФС77-33828” от 23 октября 2008 г.
Интернет-радио “ДИАЛОГ”. Профессиональное издание. Россия, Москва © 2010 г.
Профессиональный хостинг от компании "ТаймВэб"