Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация

18.02.2013

Ювенальная юстиция у нас должна быть своя!

  Да и сейчас проблемы несовершеннолетних детей, связанные с нарушением их прав, с жестоким с ними обращением в семье или с нарушением ими самими законов, остаются нерешёнными и требуют чётких формулировок. Но то, что предлагается утвердить законодательно в области ювенальной юстиции, идёт в явное противоречие со здравым смыслом и историческим опытом нашего общества.

   Вот некоторые справки относительно возникновения и развития российской ювенальной юстиции. Испокон веков на Руси непререкаемым авторитетом в семье был отец, в соответствии с пятой заповедью – "Чти отца своего…" Отец решал судьбу своих чад, ему, как главе семейства, подчинялись все члены семьи. Но были и неполные семьи, и трудные подростки, и, как следствие, детская преступность, в отношении которой впервые было учреждено «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в части ответственности и наказания несовершеннолетних» при царе Николае I.

   «Уложение» это время от времени претерпевало изменения в определении порядка отбывания несовершеннолетними наказания в специализированных приютах и колониях; понижался возрастной порог наступления ответственности с 12 до 7 лет, устанавливалось раздельное содержание лиц мужского и женского пола, а для некоторых малолетних преступников предусматривалась возможность отбывания наказания послушником в монастыре.

   Первый детский суд просуществовал с 1910 по 1918 год, однако после октябрьской революции он был упразднён и не получил дальнейшего развития.

   Вскоре после свержения самодержавия в 1918 году Совет народных комиссаров принял Декрет, в соответствии с которым упразднялись суды и тюремные заключения для малолетних, а дела о несовершеннолетних преступниках до 17 лет стали передаваться в «Комиссии для несовершеннолетних». О монастырском послушании речи не шло вообще, поскольку сама церковь была объявлена вне закона. На смену прежним учреждениям были созданы детские дома и интернаты для сирот, беспризорников и детей из малообеспеченных семей.

   В советской России в разное время судьба проблемных несовершеннолетних детей решалась по-разному. Меры воздействия на трудных подростков то смягчались, то ужесточались. Были и трагические страницы нашей истории, к примеру, при Сталине к малолетним нарушителям правопорядка применялись все виды наказаний, как и к взрослым, вплоть до расстрела.

   Позже, при Хрущёве, в связи с введением нового уголовного законодательства, казни были отменены, но ювенальных судов так и не было создано.

   С началом перестройки в 90-х годах страну захлестнула волна преступности, как взрослой, так и детской. Семей, оказавшихся над пропастью нищеты и вымирания, было такое количество, что очень скоро правительству стало ясно, что необходимо принимать законодательные меры по защите детей из неблагополучных семьей, чтобы оградить их от бродяжничества и преступности.

   Принципы ювенальной юстиции в России впервые были законодательно закреплены в 1995 году Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина. В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в котором введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». К ним, в частности, были отнесены дети, проживающие в малоимущих семьях, дети с отклонениями в поведении, а также дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. (см. здесь)

   А вот в 2008 году была принята глава 22 Семейного кодекса РФ, предусматривающая изъятие из семей детей, «находящихся в трудной жизненной ситуации», признавая их оставшимися без попечения родителей, с последующим их помещением в специальные учреждения для устройства в новые семьи. Такую формулировку, наряду с другими уточнениями в области прав детей, и хотят внести в закон об особом порядке судопроизводства и системы судов для несовершеннолетних.

   Подобная ювенальная юстиция действует на территории Европейского союза, и именно с неё наши парламентарии собираются снять кальку. Там, на Западе, сами дети могут заявить о нарушении своих прав в семье. И тогда органы опеки и попечительства, которые, собственно, и существуют за счёт государственных средств, выделяемых на каждого подопечного ребёнка, немедленно изымают его из семьи, и дальнейшим его воспитанием занимаются уже не мамы и папы, а чужие дяденьки и тётеньки - государственные служащие.

   Дети там, по причине своего неразумения, не ведают, что творят: обращаясь в такие органы за защитой своих прав, они обрекают себя на взросление в казённых учреждениях. Нередко случается так, что простой подзатыльник тяжёлой отцовской руки становиться поводом для того, чтобы в корне изменилась жизнь ребёнка: он оказывается оторванным от своих генетических корней и в душе его навсегда поселяется ненависть к своим родителям.

   В России очень многие граждане не считают, что такая форма урегулирования отношений между родителями и несовершеннолетними детьми может быть применима к нашим российским реалиям. Эта мера, по мнению россиян, слишком радикальна. В России довольно сильны семейные традиции, чтобы ими пренебрегать. С национальной российской ментальностью, духовностью и традиционной культурой уравнивание в правах родителей и детей, предлагаемое ювенальной юстицией западного образца, приведёт к разрушению не только семьи и школы, но и всей системы общественных отношений, считает Татьяна Шишова -известный православный психолог и педагог. // Русская линия// 
 
   Традиции патриархального уклада жизни российских семей предполагают безоговорочное уважение и почитание родителей, и нельзя допустить, как считает 70% граждан, по некоторым социологическим опросам, чтобы дети жаловались на отца или мать в какие-то инстанции. История России знает примеры, когда детей пыталась приучить доносить на своих родителей или, даже, отказываться от них, если советская власть объявляла их врагами народа. Но тогда и к самим детям, как я уже сказала, применяли высшую меру наказания - расстрел. Время было суровое.

   А сейчас жизнь налаживается, благосостояние семей улучшается с каждым годом, на смену материальным ценностям вот-вот должны прийти ценности духовные, по закону цикличности исторических событий. Они-то, духовные ценности, и продиктуют нации необходимость возведения института семьи в культ, чтобы нам не исчезнуть как нации, не раствориться в безнравственности и жестокости материального мира, где правят бал не традиции и устои зрелого общества с многовековой историей, а расчётливость и выгода властей молодых западных демократий.

    Ну, а что касается неблагополучных семей и детской преступности, необходимо усиливать применение превентивных мер по предотвращению асоциального поведения членов общества путём повышения благосостояния людей и укрепления в их душах семейных ценностей, чтобы ювенальным судам было поменьше работы.

Автор: И.Севрюгина

Возврат к списку


Материалы по теме:




Свидетельство о регистрации СМИ “ЭЛ № ФС77-33828” от 23 октября 2008 г.
Интернет-радио “ДИАЛОГ”. Профессиональное издание. Россия, Москва © 2010 г.
Профессиональный хостинг от компании "ТаймВэб"