Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация

19.02.2009

Сад живописца Моне

Это приобретение перевернуло всю его жизнь. В Живерни он провел свои лучшие годы, здесь им были написаны самые значимые полотна, и до сих пор здесь, кажется, все дышит его памятью.

В наши дни при доме-музее, открытом Фондом Моне в 1980 году, воссоздан чудесный сад, привлекающий сюда ежегодно многочисленных поклонников таланта художника. Но даже людям, далеким от искусства, после посещения Живерни становится понятна и близка живопись Моне.

«Увидев Клода Моне в его саду, начинаешь понимать, как такой великий садовник мог стать таким великим художником», - Гюстав Кан.

«Le Clos Nonmand» был задуман «по-французски». Сад находится перед домом, а строгие прямые линии аллей рельефно контрастируют с пестрым ковром благоухающих весь год цветов.

Каждому времени года соответствуют свои цветовые гаммы. Весной - поляны светло-желтых нарциссов предшествуют цветению тюльпанов, азалий, рододендронов, лиловой сирени и нежной глицинии.

Особое место в саду всегда занимали любимые художником ирисы Длинными, широкими рядами высаживали их главный садовник, пять его помощников и, конечно, сам Моне. Поразительной красоты дельфиниумы, всевозможных цветов, оттенков и размеров маки и клематисы подводят «живую» палитру к летней колористике. В нее словно врывается бурное цветение роз. Этот круговорот цветов производит такое сильное впечатление, что посетители невольно начинают ощущать себя частью этого сказочного мира.

«Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь», - Клод Моне.

В Живерни часто приезжали Сезанн, Ренуар, Сислей, Писсаро, Матисс и другие художники. Моне любил принимать их у себя, с удовольствием демонстрируя сад, оранжереи и свою уникальную коллекцию японских гравюр.

Зная о страстном увлечении художника садом, многие друзья дарили ему редкие, уникальные растения. Так, например, появились в Живерни привезенные из Японии экзотические древовидные пионы.

Сад был для Моне настоящей мастерской. Ежедневно он вставал в 5 утра, приходил сюда и без устали рисовал. Рисовал в любое время года, в любую погоду, в любой час дня. Увлекали его и прогулки по окрестностям.

Художник любил алые от маков поля, тенистые дорожки вдоль берега Сены. Вода всегда восхищала художника, неслучайно он приобрел неподалеку от дома небольшой островок. Здесь Моне обзавелся лодкой и сторожкой, служившей ему одновременно мастерской.


Полностью поглощенный работой, он творил с такой страстью, а порой и яростью, что иногда, недовольный результатом, уничтожал свои полотна, сжигая их вместе с увядшей листвой. Именно в Живерни Моне становится предвестником современной живописи. Абсолютно равнодушный к модным художественным течениям своего времени - пуантилизму, фовизму или кубизму, - он создал свою собственную нишу в искусстве.

В Живерни к Моне пришла слава. В это время его картины уже хорошо продавались, давая ему возможность обустраивать дом и сад. Любимым детищем художника стал «Сад на воде». Моне разбил его в 1893 году, преодолев многочисленные административные сложности. Здесь явно чувствуются японские мотивы, берущие начало в традиционной восточной философии созерцания природы. В 1895 году Моне строит свой знаменитый «японский мостик».

Сегодня, как и прежде, вдоль узких аллей тянется плотный лес бамбуковых зарослей. Пруд густо обрамлен папоротником, рододендронами, азалиями, пышными кустами цветущих роз. А на водяной глади торжествуют почти все существующие в природе виды кувшинок.

Здесь появился знаменитый цикл «Decorations», здесь родились «Кувшинки», здесь воплотились в жизнь все гениальные замыслы художника. «Прошло много времени, - писал Моне, - прежде, чем я смог понять свои кувшинки... Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».

Здесь небо и облака, слившись в одно целое с зеленью и цветами, отражаются в зеркальной глади пруда. А граница между ними - всего лишь иллюзия. Многие художники, потянувшись позже в Живерни, говорили о громадном влиянии последних работ Моне на постимпрессионизм.

Непростой была история самого дома, где жил художник. В 1926 году после смерти Моне всю собственность в Живерни унаследовал его второй сын Мишель. Он, в свою очередь, завещал усадьбу отца Академии Изящных Искусств. Затем война и послевоенные годы разрухи, когда денег на содержание прекрасного сада не было. Реставрация началась только в 1966 году. По нелепой ошибке строителей не было установлено отопление. Когда вся работа по внутренней отделке была закончена, выявились катастрофические последствия. Мебель стала рассыпаться на глазах, деревянная обшивка стен и паркет подверглись жестокому нападению грибка, балки потолка сгнили, а лестница просто развалилась. В срочном порядке пришлось вывозить 43 полотна художника и его коллекцию японских гравюр. Фарфор и медную кухонную утварь тщательно упаковали в ящики и оставили в доме. И только через 10 лет, благодаря стараниям Фонда Клода Моне, дом полностью отреставрировали.

Была, конечно, предпринята важнейшая акция по спасению садов. Многочисленные кредиты и пожертвования, в конце концов, позволили возродить имение, вернуть ему первозданный вид. Лучшие садовники Франции проделали колоссальную, очень кропотливую работу по теоретической реконструкции сада. Очень помогли свидетельства современников Моне, фотографии сада и, конечно, прекрасные картины художника. Теперь тысячи посетителей со всех концов света могут насладиться уникальным миром, созданным Клодом Моне.

Источник: http://www.lukor.e-gloryon.com

Возврат к списку


Материалы по теме:




Свидетельство о регистрации СМИ “ЭЛ № ФС77-33828” от 23 октября 2008 г.
Интернет-радио “ДИАЛОГ”. Профессиональное издание. Россия, Москва © 2010 г.
Профессиональный хостинг от компании "ТаймВэб"