Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация

26.11.2011

Коломенская барыня

Несмотря на морозную погоду и сильный колючий ветер, народу собралось достаточно много. Наша экскурсия началась с музейного комплекса «Усадьба коломенского крестьянина». Возле входа в усадьбу меня гостеприимно встречает экскурсовод, - стройная женщина в красивом боярском наряде.

- В комплекс входят усадебный дом, конюшня, птичник, избушка (амбарушка), огород и сад - приятным голосом начинает свой рассказ гид.

Мои щеки от мороза покраснели, но я внимательно слушаю. Затем, держась за перила, осторожно поднимаюсь за экскурсоводом по обледеневшим деревянным ступенькам.


- Теперь, давайте представим, что мы не просто на экскурсии, а пришли в гости к зажиточному крестьянину - предлагает боярыня и с трудом открывает тяжелую дверь.

Внутри меня приветливо встречают смотрительницы музея. Девушки одеты в простые деревенские наряды 17-19 веков. Они показывают мне, куда можно повесить верхнюю одежду.


- В сенях хранится хозяйственная утварь, верхняя одежда, обувь, висят связки лекарственных трав,- продолжает свое повествование гид.- А теперь всех приглашаю в горницу. Она расположена в передней избе. Здесь вы можете увидеть предметы быта зажиточного крестьянина: обеденный стол с самоваром, чайной посудой, шкаф-горку с фарфоровым сервизом фабрики М.С. Кузнецова, граммофон и часы-ходики.


А в правом углу я замечаю красиво украшенную маленькую елочку.
В самом деле, наша экскурсовод похожа на боярыню. Стоит красивая женщина, высокая с гордо выпрямленной спиной, как и подобает такой особе. Ощущение полного соответствия месту и исторической эпохе.

А в правом углу я замечаю красиво украшенную маленькую елочку.В самом деле, наша экскурсовод похожа на боярыню. Стоит красивая женщина, высокая с гордо выпрямленной спиной, как и подобает такой особе. Ощущение полного соответствия месту и исторической эпохе.

- А кто знает от чего походит слово сочельник?- хитро прищурив глаза, спрашивает наша дама.

Кто-то неуверенно высказывает свои предположения. Но большинство, затаив дыхание, ждет продолжения рассказа.


- Словом сочельник или сочевник, - продолжает гид,- называются дни накануне двух великих двунадесятых праздников: Рождества Христова и Богоявления Господня. Название происходит от церковно-славянского сочиво – замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя. Такую пищу по церковному уставу полагается употреблять в сочельник.


Как интересно и непринужденно она ведет свой рассказ! Видно, что человек любит свою работу. Ой, пока я предавалась своим размышлениям, барыня исчезла. И появился фольклорный коллектив, - две девушки и гармонист, одетые в русские народные наряды. Они представляются хозяевами усадьбы.

Как интересно и непринужденно она ведет свой рассказ! Видно, что человек любит свою работу. Ой, пока я предавалась своим размышлениям, барыня исчезла. И появился фольклорный коллектив, - две девушки и гармонист, одетые в русские народные наряды. Они представляются хозяевами усадьбы.


- Кто знает, чего на Рождество не хватает под нашей елкой?- весело спрашивает хозяин.

Мальчик лет десяти громко выкрикивает, что нет Иисуса в яслях. За правильный ответ ему разрешают положить рождественский символ под елку. Потом нам раздают музыкальные инструменты. Большинству попались ложки, кому-то бубен, цимбалы, ну а мне трещотка. - Раз, два, три! - громко выкрикивает мужчина. И наш народный ансамбль начинает звучать.
- А теперь мы поиграем с вами в игру – ручей - деловито сообщает девушка, которой отведена роль дочери. Не успела я присесть, как подбегает хозяйка дома и вовлекает в хоровод.


- Прошу вас, дорогие гости, отведать наши угощенья - радушно приглашают нас хозяева.

Все дружно уселись за длинным столом. Я с удовольствием поглощаю блины с земляничным вареньем, запивая теплым чаем. А в это время коломенские крестьяне показывают нам вертеп, кратко рассказывают историю празднования Масленицы на Руси и развлекают рождественскими песнями.

А знаете ли вы, что в среду надо ехать к теще на блины? - пританцовывая, спрашивает гармонист. Вскоре появилась боярыня, и я прощаюсь с хозяевами. Сытая и веселая я снова выхожу на улицу. Теперь иду в гости к кузнецу.

– Фигура кузнеца занимала важное место в крестьянской повседневной жизни и народной культуре. Считалось, что они куют не только металл, но и семейное счастье -  наблюдая за работой мастера, объясняет экскурсовод.

После угощенья и осмотра музейного комплекса наш народный коллектив во главе с боярыней следует цепочкой в парк развлечений.


- В свое время усадьба Коломенское была царской резиденцией – сообщает гид.

 Я внимательно слушаю, невзирая на крепчающий мороз и скрип снега под ногами. Коломенская хозяйка сетует на то, что остается так мало времени, а хочется еще о многом рассказать.
Кто-то из нашей группы спрашивает про деревья на территории заповедника.


- Справа от Сытного двора вы видите Вековые дубы, которым от 400 до 600 лет. Они являются старейшими в Москве - красивым тембром звучит голос моего гида. И вдруг навстречу нам выбегают два скомороха и предлагают походить на ходулях. Смельчаков вызвалось только двое и то дети, которым не надо переживать за свою обувь.
- Есть ли среди вас знатоки старины? Как в те времена работало чертово колесо? -
размахивая руками, спрашивает пестро одетый шут.

Оказывается, оно приводилось в движение вручную. Затем мне предлагают испробовать аттракционы царей. Я с гордостью сажусь на холодную деревянную скамейку, и меня начинают поднимать в зимнее небо. На улице дует холодный ветер, мое тело уже примерзло к сиденью, но меня продолжают катать, то вверх, то вниз. Очень скоро расхотелось быть царской особой, и я прошу отпустить меня к простому люду.

  На этом экскурсия заканчивается. Я ухожу в хорошем, предновогоднем настроении.
Два часа в Коломенском пролетели на одном дыхании. За это время я получила массу впечатлений и полезных сведений. И в этом огромная заслуга нашего гида. Не всегда встретишь на экскурсиях такого интересного и приятного рассказчика. Не знаю, куда поеду на следующей год, но знаю точно, - в Коломенском я была не последний раз.
.

Автор: Е.Гончаренко


Возврат к списку


Материалы по теме:




Свидетельство о регистрации СМИ “ЭЛ № ФС77-33828” от 23 октября 2008 г.
Интернет-радио “ДИАЛОГ”. Профессиональное издание. Россия, Москва © 2010 г.
Профессиональный хостинг от компании "ТаймВэб"