Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация

описание Сохраненная Память
12.09.2010

Сохраненная Память

Она особо ничем не выделяется и лежит как обыкновенный экспонат рядом со шлемофоном. Но если посмотреть глубже, с точки зрения историка, то у каждого экспоната музея Обороны Москвы есть своя удивительная история, за каждым  из них стоит необыкновенная судьба человека. И если более внимательно узнать историю этой фотографии, то мы перенесемся во  времена трагических событий Московской битвы, когда московское небо защищали летчики 6-го авиационно – истребительного корпуса. Останавливаясь с группами  посетителей возле витрины с этой фотографией, экскурсоводы музея рассказывают интереснейшие факты из биографии одного из запечатленных на снимке летчиков. Имя этого летчика  Иван Петрович Шумилов.
Героями и предателями не рождаются, ими становятся. И становятся в процессе развития и воспитания человека в обществе, в процессе влияния общества и внешних факторов на личность.
Шумилов тоже в юном детстве и не думал специально быть героем, и совершать подвиги, но весь процесс его развития и взросления, все те годы, которые он шел к подвигу,  - все это явилось именно тем стержнем, той морально-нравственной основой, которые и проявились в человеке  в самый критический момент его жизни.
Иван Петрович Шумилов родился 28 мая 1919года в Сумской области в д. Михайловка. Родители будущего Героя Советского Союза были  из народной среды. Отец служил в Военно-Морском флоте, а мама была дочь крестьянина. В восемь лет Иван поступает в среднюю Лебединскую общеобразовательную школу, где закладывается основа характера Ивана, его духовная и моральная стороны.  
В связи с переездом, 7и 8 классы пришлось заканчивать в Керченской общеобразовательной школе, где Иван,  уже  будучи подростком впервые узнает про авиацию и у него зарождается первое, еще пока смутное желание стать авиатором. А это уже цель в жизни. Пусть еще неокрепшая, не совершенная, но уже цель.
     После окончания школы Иван Шумилов поступает в фабрично-заводское училище Керченского Металлургического завода им. Войкова по специальности – слесарь. Деревенскому мальчишке не так -то просто познать все тонкости этой профессии, да и много новых и сложных предметов которые надо познать. И Иван начинает сосредоточенно учиться, поставив себе первичную цель жизни -  окончить училище без троек.
Работая не только над изучением наук, но и над собой мальчишка сам того не подразумевая, укреплял свои морально-нравственные устои, формировал свой характер, воспитывал силу воли.
А работать над собой, формировать себя, выковывать себя – это очень сложно. И  именно самовоспитание стало главной несокрушимой платформой на основе которой уже позже сал строится честный, мужественный , бесстрашный человек, беззаветно любящий свою Родину и свой народ.
     Окончив ФЗУ и завершив первичную цель, пройдя первый жизненный экзамен, Иван Шумилов остался работать на этом же заводе. Но главная цель его жизни  не давала ему покоя, она никак не выходила из его сердца – стать во что бы то ни стало стать летчиком.
Иван  поступает учиться в местную планерную школу. Сразу после работы юноша бежит на вечерние занятия, и именно там он полностью отдается премудростям наук и раскрывается всей душой.  В планерной школе Иван получает ту необходимую отдушину, те положительные эмоции, тот заряд энергии которого ему так не хватало в повседневной жизни.
.     Он увидел  тот путь, который  поможет ему осуществить главную цель жизни, который откроет ему возможность совершить свое жизненное предназначение.  
Все что окружало Ивана, все то, что он видел, что он слышал, все те люди, с которыми он встречался – все это стало направляющей чертой, опорой и поддержкой для юноши. Вся обстановка способствовала тому, чтобы человек выбрал свой путь, свое решение и достиг заветной цели.
Закончив планерную школу Иван уже окончательно определился с будущей профессией, у него уже не было никаких сомнений  -  только небо, только самолеты, только крылья, скорость и чувство полной гармонии с этим миром.
  Иван Шумилов с радостью идет в ряды Красной Армии, и добивается того, чтобы его зачислили курсантом в Качинскую авиационную школу. С 1937 по 1938 годы он проходит учебу  в этой школе по подготовке  военных летчиков.
Здесь Ивану привили чувство воинской дисциплины и беспрекословному подчинению приказам командиров, чувство товарищества и воинского братства.  Служба в армии много дала для  Ивана, особенно для его жизненного становления как мужчины. Он старался быть всегда первым, показывать своим поведением и отношением к учебе и службе пример всем остальным. И его рвение, его прилежность и старательность не прошли мимо командиров.
Как только сроки службы в школе  истекли Ивану Шумилову поступает предложение идти служить военным летчиком в Московский Военный округ , в г.Люберцы. Иван не задумываясь соглашается.
     На протяжении нескольких месяцев Иван Шумилов нарабатывает практический опыт вождения самолетом в различных условиях. Он накапливает бесценный опыт практики общения с боевой машиной и небом. Без практики  летчик не может быть таковым, практика это основа основ покорителей неба. Преданность своему делу, своей профессии, безукоризненное подчинение воинским уставам, любовь к боевой машине и умение ею управлять явились тем фактором, опираясь на который командование части назначает совсем еще юного летчика командиром звена. А это уже ответственность и не только за себя, но и за своих подчиненных.
1941год. Черный год для нашей страны. Великая Отечественная война смертельной полосой прошла по нашему государству. Весь народ  встал на защиту своего Отечества. Иван Шумилов не явился исключением. С первых же дней он просится на фронт, пишет  рапорты  об отправке на фронт, но все бесполезно. Такие летчики нужны пока в тылу для обучения молодежи.
Иван Петрович Шумилов служит в различных авиачастях ПВО города Москвы, в разных должностях – зам.командира звена зам.командира авиаэскадрилии, инспектор- летчик дивизии и истребительной авиации, зам.командира авиаполка.
За успешное выполнение боевых заданий по обороне г. Москвы, Указом Президиума Верховного Совета СССР 40-го мая 1942 г. Шумилову Ивану Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза
    Отважный летчик-истребитель лейтенант Шумилов  в боях под Москвой совершил 112 боевых вылетов, участвовал в 7 воздушных боях, в которых лично и в составе группы сбил восемь вражеских самолетов, причем один из них таранил. И экскурсоводы музея обороны Москвы рассказывают именно о самом ярком подвиге этого человека – воздушном таране.
.      Таран самолетов противника, как метод поражения, был впервые проведен летчиками Красной Армии. До наших бесстрашных пилотов  никто и никогда в мире не мог даже в страшном сне придумать такой самоотверженный в  вид воздушного боя. И только наши   летчики, в последнюю минуту боя, в разбитых и изрешеченных самолетах, раненные, без боеприпасов, направляли свои машины в самолеты противника. За время Великой Отечественной войны наши летчики совершили 598 воздушных таранов, из которых 561 совершили летчики – истребители. (Ю.Мухин « Асы пропаганды» Яуза -Эксмо 2007г. стр. 411-412). Герой Советского Союза лейтенант А.С. Хлобыстов  совершил три тарана, а Герой Советского Союза лейтенант Б.И. Ковзан  четыре раза сбивал своим самолетом вражеские машины.  Причем таран совершали солдаты  всех званий от сержанта до полковника, потому, что в бою уже не звание выходит на первый план, а враг, которого надо уничтожит, чего бы это тебе ни стоило.
Но чтобы совершить воздушный таран надо быть к этому готовым как морально, так и нравственно. Таран не возникает на пустом месте, только сильные духом люди, только люди железной воли и характера идут на таран. И у Ивана Шумилова вся его предвоенная жизнь, все его этапы жизненного становления как личности, стали подготовкой в этому моменту, стали той основой основ которая ярко проявилась в самые главные минуты его жизни, минуты принятия решения идти на таран.

4-го января 1942года штаб 16-го истребительного полка получил разведданные о передвижении противника в районе города Малоярославец. Немецкие колонны с живой силой и техникой отходят по шоссе от Малоярославца на Юхнов. Для уничтожения противника на задание вылетели летчики авиаэскадрилии капитана Н.П.Дунаева. Именно в этой эскадрилии  воевал командиром  звена истребителей лейтенант Иван Петрович Шумилов. Он тоже со своим звеном  в количестве  6 самолетов, вылетел на боевое задание для прикрытия штурмовиков.
Немцев увидели в районе Медыни, и сходу начали их «молотить». Как просто и обыденно вспоминал об этом уже после войны сам Шумилов: « Мы сделали четыре захода. Вроде бы со всеми разделались. Из боя я выходил замыкающим». (И.И.Рощин « А почестей мы не просили» М.Патриот.2007г л.34)
Отбомбив и расстреляв немецкую колонну, при этом не потеряв ни одной машины, советские летчики на бреющем полете пошли в сторону своего аэродрома. Иван Петрович Шумилов летел  одним из последних, прикрывая тыл группы, и в один момент он замечает, что чуть в стороне, по дороге  из леса выдвигается  еще одна немецкая колонна, отступающая от Москвы. Шумилов мгновенно принимает решение накрыть ее внезапной атакой, и он выворачивает свой самолет на выгодную позицию для атаки. Как только летчик занял удобную позицию,  он бесстрашно бросился на ничего не подозревающих фашистов и стал в одиночку их уничтожать всеми боевыми средствами, которые у него имелись в наличии. Всего несколько минут боя провел наш летчик, но за это время он израсходовал весь свой боезапас. Разогнав по кустам живую силу противника, и уничтожив несколько единиц боевой техники фашистов, И.П.Шумилов стал набирать высоту, для того чтобы найти ориентиры и оценить обстановку. Наши летчики к тому времени уже удалились на большое расстояние и Иван Шумилов оказался в полном одиночестве. Датчики на приборной панели показывали,  что горючее уже на исходе, и в это самое время,  из-за облаков внезапно вываливает, как снег на голову, группа немецких « Мессеров». Один против семерых -  это 100% смерть.  Немцы, конечно, тоже увидели нашего летчика, и решили,  что это будет легкая добыча. Шумилов понимает, что отступать некуда, одно из двух – либо погибнуть самому, либо погибнуть, но при этом утащить с собой в могилу хотя бы одного немецкого стервятника. И наш летчик  выбирает второе. Он принимает бой, причем бой, не имея ни одного снаряда и ни одного патрона. Видимо, только наши люди могут так отчаянно и бесстрашно идти на врага с голыми руками, заведомо зная, что впереди верная смерть. Страну с такими людьми победить невозможно никогда.
Умело маневрируя между немецкими самолетами, наш летчик то поднимался на предельную высоту, то камнем падал вниз, то увеличивал, то сбавлял скорость своей боевой машины, при этом, постоянно находясь под огнем врага. И вот в какие-то секунды, выбрав удобный момент, когда немец оказался ниже него, Шумилов до предела жмет педаль , сзади догоняет фашиста, и на бешенной скорости,  винтом своей машины срезает хвост немецкому « Мессеру». Мощнейший удар потряс размалеванное тело немецкого стервятника, он  в одно мгновение вздрогнул, застыл на долю секунды на месте, и, кувыркаясь пошел к земле, оставляя за собой густой шлейф черного дыма.
Но и наша машина от такого удара получила серьезнейшие повреждения, с которыми невозможно дальше управлять самолетом. Винт отлетел в сторону, мотор разнесло на мелкие части.  Но Шумилов, сидя в кабине горящего самолета, без винта и с развороченным фюзеляжем, до последней минуты пытался спасти своего боевого друга. Не обращая внимания на ожоги лица и рук, крича проклятия фашистам, наш летчик стремительно приближался к земле. Представить себе, что испытывал в те минуты летчик, когда он  сидел, весь обожженный и окровавленный в кабине разбитого самолета и ЕЩЕ ПЫТАЛСЯ ЕГО СПАСТИ, нам просто невозможно!  Конечно, это страшно. Это безумно страшно!!! Но есть у русских нечто более дорогое и ценное такие жизненные принципы и устои, которые превыше страха. ЭТО  – РОДИНА!!!!! И именно чувствуя за своей спиной горе и слезы РОДИНЫ, Иван Шумилов, не задумываясь о собственной жизни, пошел на таран.
И  поняв, что ничего сделать больше невозможно, самолет уже не спасти, Шумилов  в последнюю минуту вываливается из кабины боевой машины  и раскрывает парашют. Сначала землю потряс мощнейший взрыв от начиненного боеприпасами немецкого самолета, а через несколько минут еще один взрыв, от нашего истребителя.
Советскому летчику повезло, что он выбросился на низкой для немецких самолетов высоте, и они не успели его расстрелять в воздухе. Иван Шумилов в бессознательном состоянии, с обожженными руками и лицом, приземлился в лесу восточнее д. Шемякино Московской области. Естественно, что летчик, опускаясь среди деревьев, своим парашютом запутался в ветках, и повис на стропах. В художественных фильмах, наши кинематографисты очень часто используют этот прием, и это не выдумка. Именно так и приземлился Иван Шумилов.
Уже на земле его подобрали советские солдаты, которые воевали в этой полосе наступления. Они с земли видели всю трагическую  картину воздушного боя, тот немыслимый подвиг  советского летчика, и как он спускался. Раненному летчику тут же оказали посильную медицинскую помощь, и отправили в свою часть. После долгого лечения  –истребитель  Иван Шумилов снова возвращается в строй, и воюет до конца войны.
За совершенный подвиг, героизм и самоотверженность, проявленную в боях против немецко-фашистских захватчиков, Указом президиума Верховного Совета, 4 марта 1942года лейтенанту Ивану Шумилову было присвоено высшее звание воинской доблести и мужества – Герой Советского Союза.
Во время Великой Отечественной войны, особенно в первые два года, наградами и званиями наше командование не очень-то разбрасывалось, и чтобы получить такое звание и награду, надо было совершить больше чем подвиг. И наши простые советские люди совершали эти «больше чем подвиги», не за награды, не за звания, а за свободу своей страны, за свои семьи, за своих детей, за свои дома. Летчики, идущие на таран, солдаты, бросающиеся под танк с гранатой, разведчики прикрывающие ценой своей жизни отход товарищей,  и многие другие, о себе в последнюю минуту не думали вообще. Самое главное для людей той эпохи – РОДИНА! И только РОДИНА  была мерилом всех понятий и ценностей! Недаром поднимаясь в атаку, наши солдаты орали во всю мощь своих легких – У-РР-АААА! За РОДИНУ! И только беззаветная любовь и преданность РОДИНЕ помогли завоевать такую тяжелую и трудную ПОБЕДУ! А РОДИНА у нас у всех – наш дом, наша семья, наша РОССИЯ!!!!

В своей книге  « А почестей мы не просили» Иван Рощин тоже коснулся жизни и подвига Ивана Шумилова, рассказывая об интереснейшем  поиске героев с полотна Ф.В.Антонова « Три Ивана» 1942год. Автор встречался не только с самим художником Антоновым Ф.В, но с Иваном Шумиловым, и в книге написал небольшое воспоминание  летчика о своем подвиге. Причем, сам Иван Петрович дает очень скупое и краткое описание своего подвига, видимо не считая свой поступок подвигом.
. Все военные годы были тесно связаны с авиацией и воздушными битвами, и, конечно, И.П.Шумилов  тогда и не думал о своем образовании. И только после войны  Ивану Петровичу  срочно понадобилось сесть за школьную парту для повышения своего образования.  И с 1947года по1950 год  он стал учиться в вечерней общеобразовательной школе, где получил среднее образование. Но этого для боевого летчика было мало, и уже  военные знания И.П.Шумилов повышал на командно-штабном факультете Краснознаменной Военно-Воздушной Академии, с 1951 по 1955годы.
А после окончания академии  И.П.Шумилов работал командиром авиаполка и заместителем командира авиадивизии по летной подготовке.
Согласно закона  о Сокращении Вооруженных сил Советского Союза,  в 1961году уволен из рядов Советской Армии в запас.  Далее была работа на различных гражданских должностях, включая гражданскую авиацию. Избирался депутатом Сахалинского областного исполкома, Джанкойского и Люберецкого исполкомов.

В газете «Известия» от 5 марта 1942года №53 ( 7739) Бригадный комиссар И. Орлов написал статью « Герои противовоздушной обороны», где впервые описал подвиг Лейтенанта Шумилова.  Далее были статьи в газетах – «За храбрость» №41 от 25 марта 1942г. стихотворение, « Вечерняя Москва» № 238 от 10 окт.1966г., Военно-Исторический журнал № 12 1966г, « История СССР» №4 1964год.
В музее Обороны Москвы имя Ивана Петровича Шумилова и память о нем бережно хранятся в его личных вещах и фотодокументах, которые нам передали после войны родственники Шумилова И.П. Это его шлемофон, в котором он летал на боевые задания, общая госпитальная  фотография  офицеров , где снят сам Шумилов, находящийся на излечении после ранения, его полетная карта Москвы и области. Эти вещи лежат в зале посвященном противовоздушной обороне Москвы, и каждый день наши экскурсоводы рассказывают посетителям, и взрослым и детям, о величайшем подвиге летчика, защищавшего небо Москвы.
Пройдут годы, пройдут десятилетия, сменятся поколения, нынешние малыши приходящие в музеи, станут большими и взрослыми, но память о той войне никогда не исчезнет и не уйдет в забвение. И сегодняшние малыши будут уже следующему поколению рассказывать о Великой отечественной войне, которую мог выиграть только  по-настоящему сильный духом, храбрый и бесстрашный народ.

Сумма голосов:  10
Рейтинг:  3.44

Возврат к списку


Материалы по теме:




Свидетельство о регистрации СМИ “ЭЛ № ФС77-33828” от 23 октября 2008 г.
Интернет-радио “ДИАЛОГ”. Профессиональное издание. Россия, Москва © 2010 г.
Профессиональный хостинг от компании "ТаймВэб"